![]() |
Конференции, симпозиумы, музыковедческие чтения, семинары — все это десятилетиями апробированные формы творческого общения и обсуждения разных вопросов, касающихся музыкального искусства в прошлом и настоящем (читать дальше...) С 1995 года в рамках международного фестиваля современной музыки «Московская осень» стали проводиться музыковедческие конференции. Тематика их охватывала широкий круг проблем. Нередко содержание конференций формировалось в связи с какой-либо значительной датой. Так, конференция, проведенная в 1995 году, была посвящена, как и весь фестиваль, 50-летию окончания Второй мировой войны. В 1996 году темой стало творчество Д.Д.Шостаковича в контексте музыки XX столетия («Творчество Д.Д.Шостаковича и художественные традиции его эпохи») в связи с 90-летием со дня рождения всемирно признанного классика. По материалам конференции был выпущен в свет сборник (ред.-сост. Е.Долинская, М., 1996). Постепенно конференции стали привлекать внимание композиторов. Более того, в 1997-м они взяли инициативу в свои руки. Широкий резонанс вызвал проект В.Екимовского и его коллеги из Америки Т.Джонсона «Страсти по поставангарду» — конференция, соединившая музыкантов вроде бы одного направления, но весьма существенно отличающихся друг от друга: Л.Данчану из Румынии, Л.Шари из Венгрии, М.Финнисси из Великобритании, О.Люсиера, Ф.Ржевски и Т.Джонсона из США. Проект включил не только концертную часть, но и встречи с композиторами, дискуссии вокруг заявленной проблематики.
Практика проведения конференций свидетельствует о том, что в орбиту обсуждения вовлекалось не только творчество ныне живущих композиторов Москвы, России, не только современные художественные явления и тенденции, но и отечественное наследие и проблемы его сохранения. Старая, как мир, но во все времена актуальная, а в наши дни достигшая предельной накаленности и остроты проблема взаимоотношений современной академической музыки и СМИ также стала темой трехдневной научно-практической конференции «Литературно-художественной критике — активность, взыскательность и принципиальность» или «Почем нынче строка в газете?» По следам конференции, проведенной в 1998 году, был выпущен сборник (ред.-сост. А.Григорьева и И.Ветлицына). В общем о разнообразии тематики можно судить уже по самим названиям конференций: «Творческий процесс: тайны, открытия, парадоксы» (1999); «ACM: музыка прошлого, настоящего или будущего?» (2000, в связи с 10-летием Ассоциации современной музыки-2, инициатором создания которой был Э.В.Денисов); «Наследие отечественных композиторов на переломе столетий: Поколения. Личности. Судьбы» (2001); «Музыка и машина»: электроакустические искания московских композиторов» (2002); научно-теоретическая конференция с символическим названием «Камо грядеши» — о путях современной отечественной музыки из века минувшего в век нынешний в контексте мировой музыкальной культуры, о взаимодействии различных школ и художественных направлений, о связи поколений, о сохранении традиций и отечественного художественного генофонда и о новых веяниях в отечественной музыкальной науке (2003); «Из прошлого русской музыки XX века» (под знаком 100-летия со дня рождения выдающегося композитора-симфониста Г.Н.Попова) — 2004 год. В 2005-м стержнем междисциплинарной конференции оказался синтез: «Звук. Символ. Цвет. Свет», объединивший усилия искусствоведов, композиторов, художников, режиссеров, дизайнеров, арт-критиков. В 2006 году обсуждались проблемы исполнения современной музыки. В 2007-м темой стала история нашего Союза: «От Московского союза советских композиторов к Союзу московских композиторов. 1932–2007». Впервые были обнародованы уникальные исторические документы, представленные в докладе Е.Власовой. Ряд выступлений был посвящен воспоминаниям о руководителях Московского союза — В.Мурадели, С.Туликове и Б.Терентьеве, которые в разные годы объединяли творческие усилия и маститых авторов и талантливой молодежи. В 2008-м юбилейном для фестиваля году музыковедческая конференция была посвящена 30-летию фестиваля «Московская осень». В 2009-м темой для обсуждения стала новая музыка и ее место в педагогическом процессе. Зададимся вопросом: проблема вхождения новой музыки в педагогический процесс обозначилась только сегодня или это давняя история, уходящая в прошлые века? Вот весьма любопытное свидетельство Д.Шостаковича, относящееся ко времени его творческого формирования. «Я вынужден был потратить целый год на освоение собственным разумением, чутьем и слабыми знаниями такой примитивной истины, что музыка — это не подбор звуков. Большим недостатком консерваторского образования я счи¬таю также слишком поверхностное знакомство с новой музыкальной литературой. Кроме нескольких общеизвестных произведений Бородина, Глазунова, Чайковского, Бетховена да еще стандартного репертуара для рояля Шумана, Бетховена, Шопена и Листа, мы ничего не знали. Чтобы восполнить пробелы своего музыкального образования, я посещал музыкальный театр, концерты филармонии. Таким путем я приобретал и увеличивал свои музыкальные познания, но, к сожалению, не мог их систематизировать, что было крайне важно. Еще хуже обстояло дело с современной музыкальной литературой: консерватория ее вовсе не признавала, точно ее и в природе не было. Она истолковывалась, без дальних размышлений, как ярмарочное шарлатанство, основанное на одной “ловкости рук”. К этим “шарлатанам” в первую очередь относились, конечно, Стравинский, Шёнберг, Хиндемит. Разумеется, я был от них далек. Можно сказать, я совсем их не знал и был густо начинен благонамеренной консерваторской премудростью. Лишь значительно позднее постиг я все огромное значение, талантливость, оригинальность и высокий художественный вкус того свежего течения в музыке, которое несли перечисленные композиторы-“крамольники”. Отбросив все привитые мне предрассудки, с юношеской страстностью я стал тщательно изучать музыкальных новаторов. Тогда только я понял, что они гениальны, особенно Стравинский, этот виртуозный колорист и редкий мастер оркестровки. Только тогда я почувствовал, что мои руки развязаны, что дарование мое свободно от рутины...». Не правда ли, приведенный фрагмент воспоминаний Д.Шостаковича о проведенных в стенах Ленинградской консерватории годах впечатляет. Еще хорошо, что в пору ректорства А.Глазунова к жаждущим услышать новую музыку не применялись административные меры. В 1950-е годы в Московской консерватории за самовольное слушание музыки того же Стравинского, могли просто отчислить студента из вуза без права восстановления. Разумеется, сегодня ситуация иная. Однако проблема вхождения новой, только что вышедшей из-под пера композитора музыки в учебные курсы консерваторий, училищ, школ остается актуальной. В какое бы столетие мы ни попытались заглянуть, ситуация, увы, оставляет желать лучшего. Получается, что проблему эту разрешить невозможно и вроде бы затевать разговор на эту тему бессмысленно. Тем не менее, вопреки сложившимся традициям академического образования в ряде учебных заведений возникают курсы, семинары, посвященные новой музыке, защищаются дипломы и диссертации, объектом которых становится именно новая музыка — творчество современных композиторов. Задачей конференции было выявить этот плодотворный опыт, обменяться накопленными в педагогической — учебной практике. Музыковедческая конференция 2010 года была посвящена теме «2010 год: время музыкального перепутья». А поводом и материалом для обсуждения послужил юбилей — 20-летие «Ассоциации современной музыки-2». Как справедливо отмечал в свой статье музыковед Р.Фархадов, «в этой ситуации музыкального перепутья едва ли не бесценными островками авангардного, поставангардного, постмодернистского и т.п. композиторского профессионализма остается ряд авторских сообществ, позиционирующих себя продолжателями и последователями радикальных тенденций. Это и новая генерация недавних консерваторских выпускников, и те, кому от тридцати до сорока-сорока пяти, и убеленные сединами (и сверкающие лысинами) авангардисты теперь уже старшего поколения. Между этими сообществами идет своя внутри авангардная-поставангардная борьба, свое внутри авангардное-поставангардное непонимание и неприятие, свои внутри авангардные-поставангардные противоречия и конфликты. Однако сколь ни разнились бы разновозрастные сообщества в своих взглядах и пониманиях сегодняшних музыкальных процессов, за каждым из них стоит фундаментальная композиторская база. И именно поэтому, все еще теплится надежда, что у авангардного, поставангардного, постмодернистcкого… будущего сохраняется некий шанс на прорыв и перспективу. Особого внимания (и почтения) заслуживает здесь Ассоциация современной музыки-2, основанная в 1990 году Э.В.Денисовым, а ныне по большей части, как раз, состоящая из убеленных да лысых, которая в этом году отмечает свой 20-летний юбилей и которая на протяжении всех этих двадцати непрестанно и, порой небезуспешно, благодаря коллективно-ассоциативному композиторскому разуму (при том, что каждый член Ассоциации — индивидуалист, каких поискать и не сыскать!), ищет новые музыкальные возможности и пытается преодолеть время теперешнего перепутья». В программу музыковедческой конференции 2012 года, посвященной 80-летнему юбилею Союза московских композиторов, вошли выступления музыковедов и композиторов с воспоминаниями о выдающихся деятелях отечественной музыкальной культуры, внесших свой вклад в работу Союза на разных этапах его истории, а также о фестивале «Московская осень», ставшем едва ли не главным событием последних 30 с лишним лет. закрыть Школа молодого исследователя
Сейчас практически каждая наша встреча становится и научным общением, и концертно-творческим событием. К тому же – подлинной школой для молодых, поскольку здесь всегда можно услышать авторитетное мнение о прочитанных докладах, новых произведениях, о тенденциях времени известных докторов наук из МГК им. П.И.Чайковского, РАМ им. Гнесиных, Хоровой академии им. В.Попова. На наши дневные творческие собрания приходят Н.С.Гуляницкая, Г.В.Григорьева, Т.И.Науменко, И.А.Скворцова, Т.Н.Красникова, Ю.И.Паисов, В.Н.Холопова.
![]() Чем привлекают эти встречи? Во-первых, их открытостью для всех музыкантов, а не только для музыковедов. Во-вторых, тем, что в лоне Союза композиторов Москвы есть возможность собраться представителям разных музыкальных школ из всех московских (и не только московских) музыкальных вузов. Фактор общения сверстников из других вузов сам по себе значим, тем более что есть возможность обменяться научными идеями, услышать новые сочинения, в том числе и совсем молодых композиторов – студентов и аспирантов Москвы, которые еще не являются членами нашего творческого Союза. Запомнилось одно из таких собраний, на котором состоялся показ первых композиторских опытов, а затем развернулась дискуссия композиторов и музыковедов. В разговор вступили и композиторы-педагоги: Е.И.Подгайц, М.Б.Броннер, А.Г.Флярковский. В результате прошла презентация новой музыки и оформился новый проект «учитель и ученик». Сейчас мы думаем о том, чтобы эта идея нашла свое продолжение в рамках фестиваля «Московская осень», и подающие надежды молодые композиторы представили свои сочинения наряду с маститыми авторами – их педагогами. В рамках наших творческих собраний состоялся диалог с композитором, педагогом, доктором наук Игорем Красильниковым. Одно из собраний было посвящено разговору о современной духовной музыке и традициях церковного пения. Были приглашены воспитанники и педагоги московской Регентско-певческой семинарии, практики, хорошо знающие традиции. Трудно рассказать обо всем, что происходило на творческих собраниях молодых музыкантов и исследователей в течение уже более десяти лет. Ведь было представлено более двухсот различных докладов, исполнено немало сочинений. Сложилась традиция проведения таких мероприятий, которые являются, как и многое в современной музыке, микстовыми образованиями (Чтения плюс исполнение музыки самими же докладчиками, плюс показ новых сочинений молодых композиторов) дважды в году: в конце октября, в канун Международного музыкального фестиваля «Московская осень», и в мае, перед закрытием концертного сезона в Доме композиторов. Обычно мы собираемся в Малом зале – уютном, располагающем к и к доверительному разговору, и к концертному показу. На каждой встрече в диалоге с собравшимися молодыми музыкантами – Алла Владимировна Григорьева. Она как никто другой знает все, что касается современной отечественной музыки, поскольку буквально «живет» музыкой современности, знает ее, пишет о ней. К тому же многие годы возглавляет музыковедческое объединение Союза московских композиторов. Более двадцати творческих собраний молодых исследователей, педагогов, ![]() ![]() Конечно, дело не только в количестве изданного материала, но и в том, что здесь представлен широкий круг проблем, которые волнуют молодых музыкантов-исследователей, а это отношение к традиции и новый музыкальный язык, забытые имена и нераскрытые архивы, эпистолярий и литературное наследие мастеров прошлого, свойства современной музыки, обращенной к литургической традиции и поэтика «открытого произведения», звуковые системы отечественной современной музыки и московский концептуализм начала 2000-х годов. Редко, но все же возникают и «сюжеты» из европейской музыки, например, о поздних сочинениях ![]() ![]() Радует, что современная молодая когорта исследователей не остается равнодушной к недавнему прошлому отечественной культуры. Зазвучали имена Арсения Корещенко и В.И.Ребикова. Александра Абрамского и С.И.Траилина, В.П.Задерацкого, Федора Акименко, И.И.Лапшина. Среди мастеров старшего поколения, чье творчество не выходит из поля зрения исследователей нового поколения – Стравинский, Мосолов, А.Лурье, Шнитке и Губайдулина, Денисов и Эшпай, Щедрин и Слонимский, Б.Чайковский и Г.Свиридов, В.Сильвестров, Вл.Рубин, Ю.Буцко. Из поколения семидесятников обращают на себя снимание молодых (или их руководителей?) имена Н.Корндорфа, С.Беринского, А.Ларина, В.Тарнопольского, И.Соколова, В.Рябова, С.Жукова, М.Броннера, Е.Подгайца… Неблагодарная задача перечислять тех, о ком пишут и размышляют молодые исследователи, поскольку в работах речь идет о многих композиторах, активно работающих в разных жанрах. Подготовленный к изданию новый – десятый – сборник статей молодых исследователей – тому подтверждение. Мы – в пути. Надеемся, что будет продолжение и этого разговора о научных и творческих идеях молодых музыкантов разных специальностей, которые придут к нам в Союзе московских композиторов. Отрадно, что многие их тех, кто прошел Школу молодого исследователя сегодня уже достаточно серьезно заявили о себе, защитили кандидатские диссертации, активно проявляют себя в профессии, а это Екатерина Матюшина и Полина Соловьева, Алексей Петров и Александр Рыжинский, Екатерина Гущина, Елена Захарова, Виктория Лебедева, Ольга Гарбуз. Автор проекта и руководитель творческих собраний молодых исследователей, исполнителей, педагогов и композиторов, доктор искусствоведения, профессор И.М.Ромащук. 16 декабря 2019 года в Малом зале Московского Дома композиторов состоялась международная — юбилейная — тридцатая по счету конференция «Школа молодого исследователя»: «“Бесконечный диалог” в пространстве музыкального времени». (читать дальше...) Без малого 20 лет назад по инициативе И.М.Ромащук — доктора искусствоведения, профессора Московского государственного музыкально-педагогического института им.М.М.Ипполитова-Иванова и Комиссии музыковедения и музыкальной критики Союза московских композиторов была предложена форма творческого взаимодействия молодых исследователей-музыковедов, композиторов и педагогов различных музыкальных вузов Москвы, получившая поначалу достаточно скромное название «творческие собрания». Целью этих собраний было не только выявить творческий потенциал молодой музыковедческой мысли, но и создать платформу для творческого общения, обмена научными идеями, а благодаря публикациям докладов в сборниках (на сегодняшний день их количество приближается к двадцати) предоставить молодым еще одну печатную трибуну, столь необходимую для защиты их диссертационных работ и подтверждения их статуса кандидата, а в отдельных случаях и доктора искусствоведения. Со временем собрания переросли в форму конференций, которые объединило общее название «Школа молодого исследователя». «Практически каждая наша встреча, уточняет И.М.Ромащук, становится и научным общением, и концертно-творческим событием (активно участвуют в нашей работе исполнители, которые, как правило, сопровождают свои доклады живой иллюстрацией сочинения, о котором идет речь). К тому же — подлинной школой для молодых, поскольку здесь всегда можно услышать авторитетное мнение о прочитанных докладах, новых произведениях, о тенденциях времени известных докторов наук из МГК им.П.И.Чайковского, РАМ им.Гнесиных, Хоровой академии им. В.Попова, МГИМ им.А.Г.Шнитке, МГПИ им.М.М.Ипполитова-Иванова. На наши дневные творческие собрания приходят Н.С.Гуляницкая, Г.В.Григорьева, Е.Б.Долинская, Т.И.Науменко, И.А.Скворцова, Т.Н.Красникова, Ю.И.Паисов, В.Н.Холопова и мн. др». Отрадно, что многие их тех, кто прошел Школу молодого исследователя, сегодня уже достаточно серьезно заявили о себе, защитили диссертации, активно проявляют себя в профессии, а это Алексей Петров, кандидат искусствоведения — ныне ректор Академии хорового искусства им.В.С.Попова, Александр Рыжинский, доктор искусствоведения — ректор Академии музыки им. Гнесиных, кандидаты искусствоведения Екатерина Матюшина и Полина Соловьева, Вера Зайцева и Мария Власова, Екатерина Гущина, Елена Захарова, Виктория Лебедева, Ольга Гарбуз и мн. др.
В рамках юбилейной конференции с докладами выступили воспитанники ведущих столичных вузов — Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского, Российской академии музыки им.Гнесиных, Государственного музыкально-педагогического института им.М.М.Ипполитова-Иванова, Военного института (военных дирижеров)/Военного университета, Государственного специализированного института искусств (ГСИИ). Участие в конференции исследователей из КНР — аспирантов Московской консерватории Кай Линя и Вей Сяо — придало ей международный статус. В числе наставников молодых музыкантов — известные ученые, профессора и доценты Е.Б.Долинская, Е.С.Власова, И.А.Скворцова, Т.А.Старостина, М.И. Катунян (Московская консерватория), Т.И.Науменко, М.С.Агин (Российская академия музыки), И.М.Ромащук, Л.П.Соколова (ГМПИ им.Ипполитова-Иванова), Б.Г.Гнилов, В.В.Зайцева (Военный институт / Военный университет). Тема конференции «“Бесконечный диалог” в пространстве музыкального времени» отразила широкий спектр творческих интересов молодых исследователей, о чем свидетельствует ее программа.
Накануне майских праздников Комиссия музыковедения и музыкальной критики Союза московских композиторов провела в Малом зале Московского Дома композиторов очередное — 29-е по счету — Творческое собрание молодых исследователей, исполнителей, педагогов, композиторов (читать дальше...) Автор проекта — доктор искусствоведения, профессор Московского государственного музыкально-педагогического института имени М.М.Ипполитова-Иванова Инна Михайловна Ромащук. С докладами выступили воспитанники ведущих вузов Москвы — Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, Российской академии музыки имени Гнесиных, Государственного музыкально-педагогического института имени М.М.Ипполитова-Иванова. В программу были включены также сообщения аспирантов Оренбургского государственного института искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей (ОГИИ) и Государственного специализированного института искусств (ГСИИ). Участие в данном мероприятии Чжана Кайлиня, музыканта из Китая, аспиранта Московской консерватории, придало ему международный статус. В числе наставников молодых музыкантов — известные ученые, профессора Е.Б.Долинская и Е.С.Власова (Московская консерватория), Н.С.Гуляницкая, Т.И.Науменко и Т.Н.Красникова (РАМ имени Гнесиных), И.М.Ромащук, Г.Ю.Марголина и С.Б.Яковенко (ГМПИ им.Ипполитова-Иванова).
Тема собрания — «Композитор, исполнитель, исследователь: диалоги поколений» — отразила широкий спектр творческих интересов молодых исследователей, о чем свидетельствует приводимая ниже программа. Программа Творческого собрания 1. Звонарева Ольга (аспирант РАМ имени Гнесиных) 2. Хорошавина Виталия (соискатель РАМ имени Гнесиных) 3. Саржант Александр (аспирант РАМ имени Гнесиных) 4. Коробкова Алена (аспирант РАМ имени Гнесиных) 5. Панова Анна (аспирант РАМ имени Гнесиных) 6. Поспелов Андрей (студент ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова) 7. Овсянникова Софья (студентка МГК имени П.И.Чайковского) 8. Поликарпова Ирина (студентка МГК имени П.И.Чайковского) 9. Алешина Анна (аспирант МГК имени П.И.Чайковского) 10. Валитова Марина (аспирант ГСИИ) 11. Шальнева Ольга (студентка МГК имени П.И.Чайковского) 12. Касимова Анастасия (студентка МГК имени П.И.Чайковского) 13. Чистяков Роман (аспирант ГСИИ) 14. Цветкова Полина (соискатель ГСИИ) 15. Усукбаева Марья (аспирант ОГИИ имени Ростроповичей) 16. Подгузова Оксана (аспирант ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова) 17. Сатдарова Лилиана (преподаватель ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова) 18. Красов Владимир (преподаватель ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова) 19. Лифинцева Ольга (ассистент-стажер ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова) 20. Чжан Кайлинь (КНР, аспирант МГК им.П.И.Чайковского) Доклады участников 29-го Творческого собрания войдут в очередной сборник научных трудов «Школа молодого исследователя».
2 декабря 2016 года в Музыкальной гостиной Дома Шуваловой прошла межвузовская научно-практическая конференция, посвященная памяти народного артиста СССР, композитора Андрея Яковлевича Эшпая (читать дальше...) Учредители конференции — Российская академия музыки
![]()
24 октября 2016 года в преддверии XXXVIII международного фестиваля современной музыки "Московская осень" в Малом зале Московского Дома композиторов состоялось 28-е Творческое собрание молодых исследователей, исполнителей,композиторов. педагогов на тему: "Притяжение времени: аспектация, комбинаторика,концептуальность и реалии музыки". На конференции состоялась презентация очередного сборника научных трудов по материалам конференций в Союзе московских композиторов"Школа молодого исследователя". Выпуск 5 (12) (читать дальше...) 24 октября 2016 г., 12.00 ХХVIII Творческое собрание «Притяжение времени:
2 Ковалева Мария (асп. РАМ им. Гнесиных, рук. д. и., проф. Науменко Т.И.) 3 Касмынина Елена (студ. 5 к. РАМ им. Гнесиных, рук. д. и., проф. Гуляницкая Н.С.) 4 Вайнберг Елена (студ. 5 к. ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова, рук. заслуж. деятель иск. РФ, проф. Подгйц Е.И.) 5 Коленченко Ирина (преп. каф. муз. педагогики РАМ им. Гнесиных, соиск., рук. кандидат иск., доцент Н.В.Пилипенко) 6 Суслов Алексей (ст. 2 к. Военного института (военных дирижеров) Военного университета, рук. канд. иск., доц. Зайцева В.В.) 7 Шальнева Ольга (ст. 4 к. МГК им. П.И. Чайковского, рук. д. и., проф. Долинская Е.Б.) 8 Цветкова Полина (асп. МГИМ им. А. Шнитке, рук. д. и., проф. Долинская Е.Б.) 9 Щевелев Денис (асп. РАМ им. Гнесиных, рук. д. и., проф. Цареградская Т.В.) 10 Валитова Марина (асп. ГСИИ, рук. д. и., проф. Долинская Е.Б.) 11 Яковлева Татьяна (асп. РАМ им. Гнесиных, рук. д. и., проф. Сусидко И.П.) 12 Клишина Екатерина (асп. МГИМ им. А. Шнитке, рук. д. и., проф. Долинская Е.Б.) 13 Благодарская Елена (к. и., доц. Оренбургского института искусств им. М. и Л.Ростроповичей, консультант д. и., проф. Ромащук И.М.) 14 Безбах Елена (доц. Московского гуманитарного университета, асп. МГК им. П.И. Чайковского, рук. д. и., проф. Долинская Е.Б.) 15 Терентьев Сергей (ассистент-стажер 1 г. обуч. МГК им. П.И.Чайковского, рук. д. и., проф. Долинская Е.Б.) 16 Симаков Виктор (асп. ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, рук. д. и., проф. Ромащук И.М.) 17 Чистяков Роман (асп. МГК им. П.И. Чайковского, рук. д. и., проф. Долинская Е.Б.) 18 Федорова Мария (преп. МГК им. П. И. Чайковского, соиск., науч. рук. Долинская Е.Б.) 19 Подгузова Оксана (асп. ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, рук. д. и., проф. Ромащук И.М.) Автор проекта
закрыть Наука и исполнительское искусство: взгляд молодых музыкантов и исследователей «Наука и исполнительское искусство: 1 Янина Мария. Хоровое творчество Юрия Тугаринова: к изучению хоровой музыки современности Вышел в свет очередной — 10-й сборник статей «Школа молодого исследователя» по материалам Творческих собраний молодых музыковедов, композиторов, исполнителей, педагогов. Автор проекта и руководитель творческих собраний в Союзе московских композиторов – доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова Инна Михайловна Ромащук 28 ноября 2015 года в рамках XXXV международного фестиваля современной музыки «Московская осень» состоялась научно-практическая конференция под общим названием «Болящий дух врачует песнопенье» (читать дальше...) Есть глубокий смысл в том, что в качестве названия конференции избрана поэтическая строка Евгения Баратынского. Конференция была посвящена очень важной сфере современного композиторского творчества – хоровой музыке. Не случайно, именно хоровые сочинения занимали и продолжают занимать важное место на всех фестивалях «Московская осень» с момента ее учреждения в 1979 году. Именно хоровым премьерам на фестивале сопутствуют аншлаги. Давно назрела необходимость со вниманием отнестись к этой области творчества, где, как представляется, происходят процессы не менее, а, может быть, и более интересные, чем в других жанрах, и поразмышлять о современном хоровом творчестве в его связях с исполнительством, деятельностью выдающихся отечественных хоровых коллективов и, естественно, с проблемами хорового образования. Соответственно, в конференции участвовали не только композиторы, музыковеды, но и хормейстеры, руководители ведущих отечественных коллективов и педагоги, заведующие хоровыми кафедрами московских вузов.
С основным докладом выступил руководитель творческой секции хоровой музыки Союза московских композиторов, профессор Московской консерватории Ю.А.Евграфов. В его докладе фактически содержались те проблемы, над которыми размышляли участники конференции: С.С.Калинин – профессор Московской консерватории, руководитель Хора студентов консерватории и заведующий Кафедрой хорового дирижирования, которая в этом году отметила свое 90-летие; С.А.Чуков – профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, заведующий Кафедрой хорового дирижирования; Ю.И.Паисов – доктор искусствоведения, профессор Академии хорового искусства. Ж.В.Колотий – Хормейстер и главный дирижер Государственного академического московского областного хора имени А.Д.Кожевникова – рассказала о работе Хорового общества Московской области. Хоровой школе Бориса Тевлина было посвящено сообщение Н.В.Кошкаревой — кандидата искусствоведения, ст. преподавателя Кафедры современного хорового исполнительства Московской консерватории. Н.Г.Денисов – доктор искусствоведения, известный исследователь древних традиций отечественной музыкальной культуры рассказал об опыте организации и проведения Международных фестивалей-конкурсов духовной музыки. Доктор искусствоведения, профессор московской консерватории Е.А.Николаева познакомила присутствующих с Литургией Н.Корндорфа. В конференции участвовали московские композиторы, в частности, А.И.Микита – председатель Творческого объединения МОСТ – посвятил свое сообщение проблемам современной русской духовной музыки; Т.Б.Буевский акцентировал внимание на возможных путях развития отечественной хоровой традиции. П.Е.Карпов – кандидат искусствоведения, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных представил обзор хоровых программ на фестивалях «Московская осень» (1979–2012). закрыть 12 октября 2015г., 12.00
1. Морозова Екатерина (МГК им.П.И.Чайковского)
Стиль раннего Рахманинова на примере камерно-вокального творчества 2. Павризян Александр (РАМ им.Гнесиных) Саунд как изобразительное средство в киномузыке Томаса Ньюмана 3. Зачиняева Мария (МГК им.П.И.Чайковского) Р.Щедрин. Опера «Левша» 4. Цветкова Полина (МГИМ им.А.Г.Шнитке) Борис Пастернак — Альфред Шнитке 5. Валитова Марина (ГСИИ) Особенности программности поздних симфоний С. Слонимского 6. Касмынина Елена (РАМ им/Гнесиных) Прекрасные континуумы в прекрасных амбиентах Ираиды Юсуповой: к проблеме мегацикла 7. Фомина Анна (ГМПИ им.М.М.Ипполитова-Иванова) Презентация оперы «Мио, мой Мио» 8. Файн Дмитрий (ГМПИ им.М.М.Ипполитова-Иванова) Фортепианный концерт Григория Файна: на пересечении академической и джазовой музыки 9. Любимов Алексей (МГК им.П.И.Чайковского) Опера «Каменный гость». К вопросу об авторстве 10. Лаврикова Юля (РАМ им.Гнесиных) Цезарь Кюи: о сакральной тематике в хоровом творчестве композитора 11. Воропаева Ирина (РАМ им.Гнесиных) Современный музыкально-образовательный процесс в московском Даниловом монастыре 12. Симаков Виктор (ГМПИ им.М.М.Ипполитова-Иванова) «Мужицкий сказ». Первая опера Кирилла Волкова 13. Семенов Артем (МГК им.П.И.Чайковского) «Она осталась страницей моего Дневника: я ее не пропагандирую». Тринадцатая симфония Н.Я.Мясковского 14. Коленченко Ирина (РАМ им.Гнесиных) Духовный стих в творчестве А.О.Вискова: сюжеты, стилевые пласты и пути их воплощения 15. Топилин Даниил (РАМ им.Гнесиных) «Opus Prenatum» В.И. Мартынова: музыкально-теоретические и эстетико-философские аспекты 16. Бобрина Десислава, Болгария (МГИМ им.А.Г.Шнитке) Панчо Владигеров и Арам Хачатурян. Два близких взгляда на фортепианный концерт 17. Манасян Армен, Армения (МГК им.П.И.Чайковского) Русско-армянские музыкальные связи (на примере взаимодействия фортепианных школ) 18. Безбах Елена (МГК им.П.И.Чайковского) Сонеты Шекспира-Кабалевского (стихи в переводе Маршака) 19. Федорова Мария (МГК им.П.И.Чайковского) Из истории арфовых классов Московской консерватории 20. Клишина Екатерина (МГИМ им.А.Г.Шнитке) Проблема эволюции тембра семейства гармоник 21. Чистяков Роман (МГК им.П.И.Чайковского) Татарская составляющая в стиле Азона Фаттаха 22. Сергеев Евгений (МГИМ им.А.Г.Шнитке) Амбивалентность структуры содержания ор.39 Прокофьева 23. Глушаков Ярослав (РАМ им.Гнесиных) Отечественная массовая песня в довоенный период: идеалистическая и коммерческая модели развития (при финансовой поддержке РГНФ, проект 15-54-00013) 24. Тарарацкая Наталья (ГМПИ им.М.М.Ипполитова-Иванова) О фестивалях колокольных звонов в московском Даниловом монастыре Ведет конференцию
|
![]() |