СЕКЦИЯ МУЗЫКИ ДЛЯ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Творческая секция музыки для русских народных инструментов в 2013 году (читать дальше...)

Отчет творческой секции музыки для русских народных инструментов за 2016 год (читать дальше...)

Протокол заседания Комиссии музыки для народных инструментов от 9 марта 2023 г.(читать дальше...)

 

История и современность

Жанр музыки для русских народных инструментов изначально был одним из самых демократичных. Репертуар «Великорусского оркестра», созданного Василием Васильевичем Андреевым в конце ХIХ века, составляли обработки русских народных песен, переложения популярной классики, миниатюры В.Андреева и его сподвижников. В 1905 году А.Глазунов пишет «Русскую фантазию» – первое обращение композитора мирового уровня к народному оркестру. В 20-х – 30-х годах прошлого века появляются значительные работы А.Пащенко, М.Ипполитова-Иванова, С.Василенко, Ю.Шапорина с участием русских народных инструментов. (Более подробно становление жанра рассматривается в музыковедческой литературе, например, в книге М.Имханицкого «История исполнительства на русских народных инструментах», М., 2002).
Классикой можно назвать произведения следующих поколений отечественных композиторов: Николая Павловича Будашкина, Александра Николаевича Холминова, Павла Васильевича Куликова, Григория Самуиловича Фрида, Николая Ивановича Пейко. Особое место в истории жанра занимает Юрий Николаевич Шишаков. Вряд ли найдется музыкант-народник, который бы не играл его сочинений. Творчество композитора многогранно: от миниатюр до масштабных полотен. Помимо замечательных сочинений, многие из которых и сегодня звучат с неподдельной свежестью (вспомним хотя бы Концерт для дуэта ударных с оркестром), Ю.Шишакову принадлежит отличный учебник инструментовки. Творческая любознательность мастера, его неуспокоенность проявились в переработках книги – так, в третье издание, которое вышло уже после смерти автора, он включил примеры из музыки младших коллег, тех, кому помогал освоить русские народные инструменты. А сам он щедро отдавал им талант и любовь. Юрий Николаевич долгие годы руководил кафедрой оркестрового дирижирования в Институте имени Гнесиных и возглавлял творческую секцию музыки для русских народных инструментов в Союзе композиторов.
Вслед за Ю.Шишаковым руководителем секции стал талантливый композитор и прекрасный организатор В.Пожидаев. Предоставим слово вдове композитора доктору искусствоведения, профессору Г.Пожидаевой. «Владимир Анатольевич считал, что современные народные инструменты, а главное, исполнительский уровень музыкантов вырос настолько, что уже возможно использовать данный инструментарий для более сложных задач, нежели эстрадно-бытовое музицирование. Стремление писать для оркестра русских народных инструментов как для обычного симфонического, проявилось сначала в творчестве самого Владимира Пожидаева, затем, постепенно, и в творчестве коллег. Из сочинений В.Пожидаева назову три концертных симфонии: для домры с оркестром, “Усвятские шлемоносцы” (по одноименной повести Евг.Носова) и “Лето Господне” (по повести И. Шмелёва), концерты для оркестра “Сельская музыка” и “Чудесная птица Сирин”, а также кантату “Песни радости и печали” на стихи Ю.Кузнецова».
В разные годы в работе секции участвовали В.Агафонников, О.Агафонов, К.Акимов, Н.Барковская, П.Барчунов, И.Белорусец, В.Беляев, В.Беляева, В.Бикташев, Л.Бирнов, В.Блок, И.Болдырев, А.Ветлугина, Ф.Витачек, О.Галахов, В.Галкин, И.Голубев, В.Городовская, Н.Грязнова, Е.Дербенко, В.Довгань, А.Дудник, Ю. Дунаев, В.Егоров, Э.Захаров, М.Имханицкий, Г.Камалдинов (был также некоторое время председателем секции), В.Кикта, В.Комаров, С.Коняев, И.Красильников, К.Кромский, Ж.Кузнецова, П.Куликов, А.Курченко, С.Левин, П.Лондонов, И.Минакова, А.Муравлёв, Ю.Наймушин, А.На Юн Кин, С.Новикова-Бородина, И.Обликин, М.Осокин, А.Польшина, В.Панин, В.Пешняк, Г.Пожидаева, Д.Полевая, А.Полетаев, Н.Попов, Л.Присс, А.Рогачёв, П.Савинцев, Ю.Семашко, В.Семёнов, Ф.Смехнов, М.Симаков, Т.Смирнова, И.Тамарин, В.Ульянич, В.Фоменко, Н.Хондо, Цзо Чжень Гуань, А. Цыганков, Н.Чайкин, В.Чачин, Г.Чернов, А.Широков, С.Яшина и другие. За последние несколько лет секция рекомендовала к приему в Союз московских композиторов Нину Грязнову, Валерия Бикташева, Вячеслава Семёнова, Александра Цыганкова, и эти авторы, давно и успешно работающие в нашем жанре, стали полноправными членами организации.
Важная сторона деятельности секции – прослушивание, обсуждение и отбор новых произведений для исполнения на международном фестивале современной музыки «Московская осень». Продолжение работы секции – концерты Клуба любителей музыки для русских народных инструментов, в которых звучали и произведения мастеров жанра, и только что написанная музыка молодых авторов. Участниками этих концертов были ведущие коллективы: Национальный академический оркестр России имени Н.Осипова, Академический оркестр Всероссийской Государственной телерадиокомпании, оркестр «Москва», другие оркестры, ансамбли и солисты. Многие годы бессменным организатором и ведущим концертов Клуба был Федор Францевич Смехнов. К сожалению, потрясения и переломы 90-х не обошли стороной ни отечественную культуру, ни наше профессиональное сообщество; на некоторое время деятельность Клуба прекратилась. В последние годы благодаря усилиям Владимира Пожидаева, Александра Курченко, Нины Грязновой и поддержке руководства Союза московских композиторов концерты вновь стали проходить, хотя и очень редко, последний вечер Клуба состоялся в 2010 году. Хочется надеяться, что руководство Московского дома композиторов не даст умереть нашей творческой лаборатории. Народные инструменты далеки от коммерческого успеха, но они – одна из опор нашей национальной культуры.
Народно-инструментальный жанр – один из самых древних, корневых, и в то же время в своем профессиональном обличье – молодой и динамично развивающийся. Молодость жанра позволяет автору, увлеченному своеобразными, постоянно расширяющимися техническими и выразительными возможностями народных инструментов, реально участвовать в его развитии. И думается, на этом пути будет сделано еще множество открытий. В эволюции, движении от сочинений, непосредственно связанных с фольклором, к «независимости» возрастает «удельный вес» крупных форм: симфония, концерт, поэма, опера, оратория, кантата. Среди многообразия произведений, созданных в последние десятилетия, можно выделить различные стилевые направления: академическое, фольклорное, эстрадное, экспериментальное. Стала заметна и тенденция к театрализации. Поиски творчески мыслящих композиторов и исполнителей отражаются на составах оркестра, и даже тот, который Ю.Шишаков в последнем издании учебника по инструментовке называет «эталонным», сегодня может быть скорректирован.
К русским народным инструментам обращались многие крупные композиторы, проявившие себя, прежде всего, в симфоническом, камерном, оперном, хоровом жанрах – А.Глазунов, С.Василенко, А.Холминов, Г.Фрид, Н.Пейко, С.Слонимский, В.Кикта, С.Беринский. В последние десятилетия эта плодотворная традиция продолжилась – новые интересные произведения создали С.Губайдулина, Р.Леденёв, К.Волков, Е.Подгайц, М.Броннер, В. Беляев, Т.Сергеева, И.Красильников. Растущее мастерство музыкантов-народников, их творческая активность стимулирует интерес композиторов к народно-инструментальному жанру. Радует приток молодых авторов. Это С.Новикова-Бородина, Н.Хондо, А.Ветлугина, Г.Зайцев, М.Симаков, И.Минакова, Д.Полевая, Д.Забавских и другие.
В дальнейшей работе творческой секции, как текущей, так и на перспективу, видятся следующие направления:
• Привлечение композиторов, особенно молодых, к созданию музыки для народных инструментов и к деятельности комиссии.
• Включение в программы концертов и прослушиваний сочинений ушедших авторов.
• Укрепление и расширение связей с оркестрами, ансамблями и солистами в Москве и других городах.
• Привлечение музыковедов, интересующихся проблемами жанра.
• Возрождение деятельности Клуба музыки для русских народных инструментов.
• Преодоление цеховой замкнутости: более активное общение с авторами, работающими преимущественно в других жанрах; знакомство с этническими инструментами народов России и зарубежных стран.
• Контакты с прессой, радио, по возможности с телевидением.
• Активизация присутствия в Интернете.
• Налаживание международных связей.
• И, конечно же, создание творческой атмосферы на заседаниях творческой секции и концертах, проводимых с ее участием.

Алексей Ларин