ТВОРЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ МУЗЫКОВЕДЕНИЯ И МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКИ

С момента создания в ноябре 1932 года Московского союза советских композиторов была утверждена его структура, начали работать творческие секции, сформированные по жанровым признакам. Музыковедческую секцию возглавил Иосиф Яковлевич Рыжкин (1907–2008) – известный советский музыковед, педагог и музыкально-общественный деятель, профессор Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных. После окончания Московской консерватории, где он учился у М.Ф.Гнесина, А.Ф.Гедике и других известных профессоров, И.Я.Рыжкин начал свою педагогическую деятельность, а также активно занимался музыкально-просветительской и музыкально-общественной работой. Он организовывал научно-публицистические конференции, посвященные проблемам симфонизма и оперного жанра; в довоенные годы принимал участие в организации симфонических концертов в Большом зале Московской консерватории; в годы Великой Отечественной войны совместно с Н.Я.Брюсовой вел «Музыкальный лекторий» и занимал должность главного редактора Центрального музыкального радиовещания, а в 1946–1948 годах – заместителя главного редактора журнала «Советская музыка».
И.Я.Рыжкин известен как автор очерков по истории теоретического музыкознания, музыковедческих работ, посвященных проблемам музыкальной социологии, музыкальной эстетики, методологии музыкального анализа, а также исследований симфонического творчества Глинки, Доргомыжского, Чайковского, Бетховена и других композиторов – классиков и мастеров XX столетия.
В бюро музыковедческой комиссии вошли Виктор Маркович Городинский и Лев Владимирович Кулаковский. В.М.Городинский (1902–1959) – музыковед, музыкальный критик и музыкально-общественный деятель – после окончания Ленинградской консерватории (класс фортепиано проф. Л.В.Николаева) был директором Российской филармонии (1934–1935), редактором газет «Музыка» и «Советское искусство», главным редактором издательства «Музгиз» (1946–1948). Он выступал в печати как автор многочисленных статей по различным вопросам музыкальной культуры, в частности музыкального театра, а также литературы и живописи. Л.В.Кулаковский (1897–1989) после окончания биологического отделения физико-математического факультета Киевского университета, а затем Киевской консерватории, где он занимался в классе известного музыкального историка А.А.Альшванга, жил и работал в Москве. Л.В.Кулаковский вошел в историю отечественного музыкознания как автор статей по вопросам теории и эстетики музыки, но более всего известен как исследователь проблем музыкального фольклора и талантливый просветитель. Его пособие «Как научиться читать ноты», выдержавшее несколько переизданий, и до сир пор пользуется широким спросом.
После войны некоторое время музыковедческую секцию возглавлял академик Борис Владимирович Асафьев (1884–1949), внесший выдающийся вклад во многие отрасли теории и истории музыки. Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета и композиторского класса профессора А.К.Лядова в Петербургской консерватории, Асафьев постоянно печатался в журнале «Музыка», участвовал в деятельности музыкальных театров, концертных и культурно-просветительских организаций Петрограда, работал в Институте истории искусств и преподавал в Ленинградской консерватории. В 1941-43 годах в осажденном Ленинграде написал обширный труд «Мыли и думы». Переехав в 1943 году в Москву, возглавил Научно-исследовательский кабинет при Московской консерватории, также руководил Сектором музыки в Институте истории искусств АН СССР. В 1948 году на Первом всесоюзном съезде композиторов был избран председателем СК СССР. Обладая огромной музыкальной и общехудожественной эрудицией, глубокими знаниями гуманитарных дисциплин, он всегда рассматривал музыкальные явления на широком социальном и культурном фоне, в их связи и взаимодействии со всеми сторонами духовной жизни. Среди известных трудов ученого «Симфонические этюды», «Музыкальная форма как процесс», циклы монографий и аналитических этюдов, посвященных творчеству Глинки, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова, Стравинского, Шостаковича, Избранные труды в пяти томах и мн. др.
С 1959 года, с момента возобновления деятельности Союза московских композиторов председателем музыковедческой секции стал Виктор Петрович Бобровский (1906–1979) – выдающийся ученый, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории и Государственного музыкально- педагогического института имени Гнесиных. Одновременно с 1969 года он работал старшим научным сотрудником Института истории искусств Министерства культуры СССР. Основные интересы В.П.Бобровского были сосредоточены в области анализа музыкальных произведений, исследований творчества Д.Шостаковича и теоретических проблем современной музыки. Его развернутые исследования и статьи о творчестве композиторов-классиков и современных авторов постоянно публиковались на страницах сборников «Музыка и современность», «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров», «Проблемы лада», в журнале «Советская музыка».

В разные года секцию музыковедения и музыкальной критики при Союзе московских композиторов также возглавляли выдающиеся музыканты – Иван Иванович Мартынов (1908–2005) – автор книг о Шостаковиче, Равеле, Бартоке, Кодаи, Дебюсси, Прокофьеве, Музыке Испании, Очерков о зарубежной музыке первой половины XX века, многочисленных статей (более тысячи) в периодической печати, и Михаил Евгеньевич Тараканов (1928–1996) – доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, автор капитальных монографий «Музыкальный театр Альбана Берга» и «Творчество Родиона Щедрина», а также многочисленных исследований по проблемам музыкальной теории и музыкального театра. В середине 1980-х годов ученый выдвинул и начал разрабатывать в своих исследованиях новую идею «фоно¬сферы» как звуковой среды обитания человека. С 1996 года секцию возглавляет музыковед и музыкальный критик Алла Владимировна Григорьева.
Музыковеды, члены Союза московских композиторов, — это впечатляющее сообщество ученых, исследователей – историков, теоретиков, фольклористов, медиевистов, музыковедов, изучающих проблемы исполнительского искусства в прошлом и настоящем,, музыкальных критиков и музыкальных просветителей, филармонических лекторов, музыкальных журналистов, педагогов, музыкальных редакторов телевидения, радио и специальных журналов «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Музыка и время» и газет «Культура», «Музыкальное обозрение». Главной задачей секции музыковедения и музыкальной критики и в прошлом и в настоящем является консолидация творческих усилий, направленных на создание научных трудов, публицистических и критических статей, в которых анализируются различные процессы, происходящие в музыкальной жизни нашей страны и за рубежом. Приоритетными являются исследования, статьи, рецензии, посвященные прошлому и настоящему отечественной музыкальной культуры. Музыковеды – члены Союза московских композиторов – принимают активное участие в работе творческой организации – в работе секций, объединений и ассоциаций, в Приемной комиссии, в Правлении, организуют конференции, музыковедческие чтения и семинары. Их статьи регулярно появляются на страницах специальной музыкальной периодики.
Музыковедческая секция принимает активное участие в подготовке и проведении ежегодного международного фестиваля современной музыки «Московская осень», учрежденного в 1979 году. Это пресс-конференции, «круглые столы», в которых участвуют и композиторы, и музыковеды и на которых идет живой обмен мнениями по поводу новой музыки, прозвучавшей на фестивале, а также организация публикаций, посвященных фестивалю (журналы «Музыкальная академия, «Музыкальная жизнь», «Музыка и время», «Музыка для синтезатора»; газеты «Культура», «Музыкальное обозрение»; ТВ «Культура», «Радио Культура», «Радио России», «Орфей», «Голос России» и др.), это подготовка и выпуск буклета фестиваля «Московская осень».
В рамках фестиваля «Московская осень» регулярно проходят музыковедческие конференции. Тематика их охватывает широкий круг проблем. Нередко содержание конференций формировалось в связи с какой-либо значительной датой. Так, к примеру, конференция, проведенная в 1995 году, была посвящена, как и весь фестиваль, 50-летию окончания Второй мировой войны. В 1996-м темой стало творчество Д.Д.Шостаковича в контексте музыки XX столетия. А в 2012 году конференция была посвящена 80-летнему юбилею Союза московских композиторов.

Особой заботой секции как в прошлые годы, так и в настоящее время по-прежнему является творческая молодежь. В связи с этим на протяжении нескольких лет успешно реализуется проект (автор проекта И.Ромащук): «Наследие ХХ века: отечественная музыка минувшего столетия и современность» - регулярные творческие собрания (2 раза в год) молодых исследователей, исполнителей, композиторов, По итогам творческих собраний выпущены сборники (ред.-сост. И.Ромащук), некоторые при финансовой поддержке СМК.
Бюро комиссии при поддержке руководства Союза московских композиторов выступило с инициативой учреждения Конкурса на лучшую музыковедческую работу. Все необходимые документы – Положение о конкурсе современных отечественных музыковедов и регламент проведения Конкурса были направлены в Министерство культуры.
В сфере внимания московских исследователей разных поколений продолжает оставаться творческое наследие ушедших отечественных мастеров. Об этом свидетельствуют вышедшие в свет книги, статьи московских музыковедов, а также их участие в фестивале «Наследие». Отдельные конференции были посвящены юбилейным датам – к примеру, 100-летию со дня рождения Г.И.Литинского, 90-летию со дня рождения О.Мессиана, 100-летию со дня рождения Г.Попова, 75-летию со дня рождения А.Шнитке, 80-летию со дня рождения Э.Денисова, 20-летию АСМ2 и др.
На протяжении ряда лет в Малом зале Московского дома композиторов с успехом проходили творческие «посиделки» под названием «Музыковедческая гостиная» (руководитель А.Григорьева), проводившие встречи с композиторами, исполнителями, музыковедами. В частности, состоялись прослушивания аудиозаписи оперы «Очарованный странник» Р.Щедрина, просмотр видеозаписей опер «Локис» Б.Кутавичюса, «Сердце» Р.Кангро, «Сердечные дела» Л.Сумеры, «Когда время выходит из берегов» В.Тарнопольского, презентация компакт-диска «Предварительное действо» А.Скрябина–А.Немтина, встречи с композиторами В.Мартыновым, В.Екимовским, И.Соколовым, С. Жуковым, пианистом В.Афанасьевым, скрипачкой Т.Гринденко, прослушивание компакт-диска с записью оперы «Преступление и наказание» Э.Артемьева (совместно с Ассоциацией электронной музыки), знакомство с опытами реконструкции «Вселенской симфонии» Ч.Айвза и с ораторией Шуберта «Лазарь» (2-я половина полностью написана Э.Денисовым), а также с творчеством американских композиторов XX века.
Музыковедческая секция поддерживает постоянные контакты с научно-исследовательскими и учебными заведениями Москвы, с творческими организациями других городов России, стран ближнего и дальнего Зарубежья. В частности, следует отметить участие комиссии в проведении совместных конференций СМК и МГК им. Чайковского, МГМПИ им. Ипполитова-Иванова, РАМ им. Гнесиных, Государственного института искусствознания, Высшего музыкального колледжа им. Шнитке.
Помимо участия в разного рода акциях СМК, московские музыковеды постоянно ведут разнообразную и плодотворную – педагогическую, исследовательскую, просветительскую и общественно-музыкальную – деятельность.
Бюро творческой секции музыковедения и музыкальной критики на своих заседаниях постоянно рассматривает текущие вопросы: приемные дела, план работы, рекомендации на звания и награды и др.