ТВОРЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Творческая секция музыкального театра в 2013 году (читать дальше...)

24 февраля на первом в этом году заседании Творческой секции музыкального театра собравшиеся познакомились с новой работой композитора Сергея Жукова. Свой показ автор предварил развернутой аннотацией (читать в формате pdf)

Отчет секции музыкального театра за 2016 год (читать дальше...)

Отчет о заседании Комиссии музыкального театра от 10 марта 2022 года (читать дальше...)

 

История и современность

На протяжении многих десятилетий в недрах Союза московских композиторов активно функционируют творческие секции, которые естественно формируются по интересам к опере и балету, к симфоническому и камерному жанрам, к музыке для духовых или народных инструментов, к хоровой музыке. Истекшие десятилетия со дня основания Союза московских композиторов богаты значительными достижениями в различных областях творчества, в частности в сфере музыкального театра. Потребовалась бы не одна страница для простого перечисления созданных за этот период опер, балетов, оперетт, мюзиклов. Назовем лишь некоторые, завоевавшие признание не только в России, в республиках бывшего СССР, но и за рубежом.
С музыкальным театром связаны величайшие достижения С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Р.Щедрина, активная деятельность Д.Кабалевского, В.Шебалина, М.Вайнберга, многих и многих композиторов. Московские композиторы работали в тесном сотрудничестве с выдающимися режиссерами, хореографами, дирижерами, в контакте с прославленными театрами не только Москвы, но и других городов России. На сцене Большого театра осуществлены легендарные постановки опер «Война и мир», «Огненный ангел», «Игрок», «Дуэнья», балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Каменный цветок» Прокофьева, оперы «Мертвые души» Р.Щедрина и балетов «Спартак» А.Хачатуряна, «Ангара» А.Эшпая, «Золотой век» Д.Шостаковича, «Макбет» К.Молчанова, «Конёк Горбунок», «Анна Каренина», «Дама с собачкой», «Чайка», «Кармен-сиюита» Р.Щедрина, «Любовью за любовь», «Гусарская баллада» Т.Хренникова, «Чиполлино» К.Хачатуряна. Репертуар Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в разные годы украшали такие резонантные спектакли, как оперы «Катерина Измайлова» Д.Шостаковича, «Фрол Скобеев» и «Доротея» Т.Хренникова, «Кола Брюньон» Д.Кабалевского, балеты «Степан Разин» Н.Сидельникова и «Оптимистическая трагедия «М.Броннера. Сцена Московского камерного музыкального театра, основанного выдающимся дирижером Б.Покровским и ставшая уникальной лабораторией современного оперного искусства, средоточием талантливых экспериментов, помнит успешные премьеры московских авторов. Это оперы «Шинель», «Коляска», «Братья Карамазовы», «Свадьба» А.Холминова, «Нос» Д.Шостаковича, «Много шума из-за сердец» Т.Хренникова, «Не только любовь» Р.Щедрина, «Жизнь с идиотом» А.Шнитке, «Граф Калиостро» М.Таривердиева, «Бедные люди» Г.Седельникова, «Чертогон» и «Бег» Н.Сидельникова, «Живи и помни» К.Волкова, а из недавних премьер – «Альбом Алисы» В.Рубина, «Дневник Анны Франк» Г.Фрида, «Записки сумасшедшего» Ю.Буцко, «Альтист Данилов» А.Чайковского, «Приключения Чиполлино» Т.Камышевой. Плодотворные контакты связывают московских композиторов с Детским музыкальным театром имени Н.И.Сац – А.Кулыгина, автора увлекательных музыкальных сказок «Виолинка», «Похождения кота в сапогах»,«Сказка о рыбаке и рыбке» и «Кошкин дом», Е.Подгайца, автора опер «Дюймовочка» и «Повелитель мух», А.Флярковского, автора опер «Снежная королева» и «Сын полка». На сцене Кировского театра оперы и балета – ныне Мариинского театра – осуществлены премьеры балетов «Ревизор» и «Броненосец Потёмкин» А.Чайковского. На сцене Горьковского – ныне Нижегородского театра оперы и балета поставлен балет «Дубровский» В.Кикты, а на сцене Иркутского театра музыкальной комедии его балет «Свет мой, Мария!» На сцене Новосибирского оперного театра состоялись премьеры опер «Пассажирка» М.Вайнберга, «Каштанка» В.Рубина. Музыкальная притча «Плаха», Трилогия по пьесам А.Н.Островского, оперетта «Настасья» А.Кулыгина увидели свет рампы в Московском государственном театре под руководством Г.Чихачева. Кроме опер и балетов репертуары музыкальных театров не только Москвы, но многих городов России пополнились талантливыми сочинениями московских композиторов – опереттами Т.Хренникова, Е.Птичкина, А.Эшпая, О.Фельцмана, В.Казенина, Б.Терентьева, Г.Гладкова, мюзиклами и рок-операми Н.Каретникова, А.Журбина, А.Рыбникова, М.Дунаевского. Для многих московских авторов музыкально-театральные жанры становились творческой ареной для поисков, экспериментов — для В.Мартынова и В.Тарнопольского, Э.Артемьева и Ш.Каллоша, В.Галутвы, В.Бесединой, Ж.Кузнецовой, Т.Смирновой и многих других.
Главной задачей секции музыкального театра во все годы ее деятельности было и остается объединение творческих усилий композиторов, режиссеров, художников , руководителей музыкальных театров, оперных и балетных антреприз, балетмейстеров, драматургов. Заседания секции посвящены прежде всего ознакомлению и профессиональному обсуждению новых опер, балетов, оперетт и мюзиклов композиторов Москвы. В разные годы секцию возглавляли известные композиторы — А.Спадавеккиа и В.Рубин. Свою историческую роль сыграл «Ансамбль советской оперы», осуществивший показ многих новых опер либо фрагментов из опер или балетов в концертном исполнении.
С 1989 года секцию музыкального театра возглавляет композитор В.Кикта (заведующая секцией – композитор С.Леончик). При секции с начала 1990 годов активно функционировало объединение молодых композиторов и балетмейстеров «Содружество». В 1990 году на сцене Дома композиторов состоялись премьеры одноактных опер «В тенётах детства» Н.Аристовой и «Девушка и смерть» В.Ульянича. В Большом зале Московской консерватории состоялась мировая премьера русской хоровой оперы Р.Щедрина «Боярыня Морозова». На большой сцене Московского дома композиторов в рамках ежегодного международного фестиваля современной музыки «Московская осень» в разные годы прошли премьеры опер «Мыслитель» А.Николаева, «Медведь» и «Превратности любви» В.Дьяченко, «Учитель чистописания» Ю.Потеенко, «Герой» А.Мосолова, «Страсти по Живаго», «Струфиан» И.Егикова, его же мистерия-импровизация «Ангелы и дети», «Прекрасная» А.Музыченко, балет «Лаура» Д.Кривицкого, офорты из балета «Гойя» В.Бесединой, обрядовая фреска «Небесное зеркало» Ж.Плиевой, а также народная опера «Иван да Марья» Ж.Кузнецовой в концертном исполнении на сцене Большого зала РАМ имени Гнесиных, оперные инсталляции М.Шмотовой, О.Пайбердина и И.Юсуповой, балет «Гойя. Любовь и страсть» В.Бесединой в антрепризе «Московский Государственный театр «Русский балет». Гостями «Клуба музыкального театра» в разные годы были выдающиеся деятели искусств России – М.Лавровский, М.Лиепа, В.Васильев, Е.Максимова, Н.Долгушин, Г.Комлева, Г.Мезенцева, Ю.Петухов, Э.Власова, Г.Таранда.
Активно участвуют в работе секции московские музыковеды – Р.Косачева, Э.Мирзоева, В.Ражева и А.Алексеева. В 1999 году в свет вышел «Справочник произведений композиторов Москвы для музыкального театра. 1970–2000 годы», составленный Э.Мирзоевой. На протяжении первого десятилетия XXI века (2003, 2006, 2011) изданы три выпуска «Антологии музыкального театра московских композиторов» (составители Р.Косачева, Э.Мирзоева и А.Алексеева). Этот грандиозный проект воссоздает впечатляющую панораму жанра оперы в ее различных модификациях, принадлежащих перу московских композиторов, более чем за полувековой период (с 1959 года, когда был вновь организован Союз композиторов Москвы, и по настоящее время). Материалы выпусков включают систематизацию и анализ оперных произведений различных десятилетий (преимущественно обретших сценическое воплощение), отзывы о них критиков, а также интервью, диалоги, размышления, монологи и исповеди самих композиторов на тему развития современного музыкального театра. Во всех вышеуказанных публикациях отражена творческая жизнь московских композиторов, так или иначе проходившая и в работе секции музыкального театра Союза московских композиторов.
Заседания секции музыкального театра проходят ежемесячно, в последний вторник месяца. В открытых обсуждениях участвуют не только члены Союза московских композиторов – композиторы и музыковеды, – но и режиссеры, балетмейстеры, либреттисты, исполнители и представители СМИ.