ТВОРЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ ДЖАЗОВОЙ И ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКИ

Протокол заседания творческой секции джазовой музыки от 24 февраля 2015 г. (читать дальше...)

Протокол заседания комиссии джазовой музыки СМК от 14 апреля 2015 г. (читать дальше...)

Протокол заседания комиссии джазовой музыки СМК от 26 мая 2015 г. (читать дальше...)

Протокол заседания Комиссии джазовой музыки СМК от 15 марта 2016 г. (читать дальше...)

Протокол заседания Комиссии джазовой музыки СМК от 12 апреля 2016 г. (читать дальше...)

Протокол заседания Комиссии джазовой музыки СМК от 17 мая 2016 г. (читать дальше...)

Протокол заседания Комиссии джазовой музыки СМК от 11 апреля 2017 г. (читать дальше...)

 

Творческая секция джазовой и эстрадной музыки, созданная в октябре 1969 года, объединяет в своих рядах композиторов, членов Союза московских композиторов, которые профессионально работают в жанре, ставшем, по слову Арама Ильича Хачатуряна, «непременной данностью нашего бытия». Жанре, который укоренился в России с начала 1920-х годов и проделал сложный и драматический путь. Ведь были в отечественной истории времена, когда джаз как творческое направление было вычеркнуто из нашей жизни. В истории джаза в нашей стране велика роль таких корифеев, как Леонид Утесов и его Джаз-оркестр, Александр Цфасман, Виктор Кнушевицкий – первый руководитель Государственного джаз-оркестра Союза ССР, эстафету о которого принял Александр Варламов, Олег Лундстрем и его эстрадный оркестр Росконцерта, Николай Минх. Они многое сделали для того, чтобы советский джаз нашел свой путь. Не повторяя того, что уже было найдено в этом жанре, они стремились привнести в джазовую музыку новое интонационное содержание, исходить из традиций нашей многонациональной музыкальной культуры.
В начале 1950-х годов на стезю джазового творчества вступили Вадим Людвиковский, Юрий Саульский, Анатолий Кальварский, Владимир Рубашевскицй, Владимир Терлецкий, Юрий Якушев. Все они были связаны с оркестрами, в репертуаре которых, наряду с эстрадной музыкой, звучала и джазовая. Работая в трудных для развития жанра условиях, эти талантливые мастера не только закрепили достижения своих предшественников, но и сумели привнести в джаз новое – прежде всего в содержание музыки. Джазовая жизнь, на какое-то время, казалось, погасшая, продолжалась «на глубине», в творчестве преданных джазу музыкантов-профессионалов.
Отечественный джаз постоянно обогащался новыми идеями и концепциями. Они приходили отовсюду – из музыки старинной и современной, профессиональной и народной, экспериментальной и популярной возникло новое направление – джаз-рок, которое внесло свой вклад в эволюцию джазовой музыки. Пионером здесь стал композитор и саксофонист Алексей Козлов и его ансамбль «Арсенал». Многие композиторы создавали свои ансамбли. Это Герман Лукьянов, ученик А.И.Хачатуряна, и его «Каданс», Николай Левиновский и ансамбль «Аллегро», Георгий Гаранян и его оркестр «Мелодия», Анатолий Кролл и его трио «Мы из джаза», Владимир Маркин и его ансамбль «Шаги времени». Это замечательные музыканты – композитор и саксофонист Юрий Чугунов, композиторы и пианисты со своими коллективами – Игорь Бриль, Леонид Чижик, Борис Фрумкин...
Первым председателем секции джазовой и эстрадной музыки был композитор, пианист и дирижер Николай Григорьевич Минх. Получив профессиональное образование в Ленинграде, он выступал как пианист в различных коллективах, в том числе в Государственном эстрадном оркестре РСФСР, которым руководил Л.Утесов. Во время Великой Отечественной войны Н.Минх был на Ленинградском фронте, вместе с группой композиторов был прикомандирован к Политуправлению Краснознаменного Балтийского флота. В начале 1950-х годов переехал в Москву. В разные годы был дирижером Московского эстрадного театра «Эрмитаж», Московского театра эстрады, Московского мюзик-холла. Как композитор работал преимущественно в жанрах оперетты и эстрадной музыки. Глубокая заинтересованность в судьбах жанра, требовательность к себе и к коллегам по профессии, обостренное чувство ответственности сделали его признанным – на протяжении многих лет – руководителем Секции эстрадной и джазовой музыки Союза московских композиторов.
Секция осуществляла творческое руководство московскими джаз-фестивалями, инициировала создание эстрадно-джазовых отделений в музыкальных училищах, в выпуске специальной и учебной литературы, в пропаганде джаза по радио и телевидению. Она превратилась в полном смысле в «штаб» столичной джазовой музыки. Знаменательным событием стали концерты VI Московского фестиваля «Джаз-78», проведенного Союзом московских композиторов в киноконцертном зале «Варшава». Фестиваль в столице состоялся после десятилетнего перерыва! Среди памятных его событий – выступления дуэта гитаристов Алексея Кузнецова и Николая Громина, ансамбля Юрия Маркина «Шаги времени», собранного из студентов музыкальных училищ. Пианист, контрабасист, композитор, ученик Р.К.Щедрина, и аранжировщик Юрий Маркин выдвинулся после этого фестиваля в число наиболее интересных московских джазовых музыкантов. На VII Московском джазовом фестивале большинство композиций представили отечественный джаз в поиске, в орбиту которого вовлекалось и песенное наследие, фольклор. В VIII Московском фестивале «Джаз-82», который критики справедливо нарекли «джазовым марафоном», приняли участие 25 оркестров и ансамблей, почти 200 музыкантов из Москвы и союзных республик. Гости фестиваля придали ему многоцветье национальных музыкальных традиций.
В 1972 году во Всесоюзном доме композиторов стал работать Клуб эстрадной музыки. На его открытии выступил джаз-оркестр Вадима Людвиковского. В том же 1972-м был отмечен полувековой юбилей советского джаза, на котором играл специально собранный оркестр ветеранов. Состоялись концерты памяти Дюка Элингтона и памяти Александра Цфасмана, В декабре 1981 года – концерт Государственного эстрадного оркестра РСФСР, на котором в последний раз выступил Леонид Утесов. В июле 1982 года Клуб эстрадной музыки провел в Доме композиторов встречу с двумя выдающимися джазовыми музыкантами – Гари Бертоном и Чиком Кориа. Американские гости сыграли свою программу, а также выступили вместе с московскими музыкантами – Г.Лукьяновым, А.Козловым, А.Зубовым, Н.Левиновским и Л.Чижиком.
На посту председателя секции эстрадной и джазовой музыки Н.Минха сменил Юрий Сергеевич Саульский – талантливый композитор, выпускник Московской государственной консерватории, пианист и дирижер, автор многих популярных песен, балета, музыки для театра и кино, активный музыкально-общественный деятель, педагог, написавший учебные пособия по оркестровке. Он был блестящим мастером инструментальной музыки для большого состава – биг-бэнда. И одновременно – одним из немногих, кто смог внести в вокальную музыку элементы джаза ( его баллада «Зеркало» – это подлинный шедевр). Мечта Саульского о своем оркестре реализовалась в 1966 году, когда он организовал ВИО-66 («Вокально-инструментальный оркестр, год рождения 1966»;термин «ВИА» появился несколько лет спустя).Идея вокального октета, как бы «вплавленного в биг-бэнд, была воплощена в жизнь. В течение четырех лет «ВИО-66» успешно гастролировал по стране, вел активную просветительскую деятельность. Ю.Саульский был активным организатором джазовых фестивалей, в том числе и концертов в рамках Международного фестиваля современной музыки «Московская осень», ярким ведущим специальных джазовых программ по радио и телевидению. В контрапункте жанров, которыми владел Ю.Саульский, джаз занимал исключительно важное место.
В настоящее время джазово-эстрадной секцией руководит Анатолий Ошерович + Кролл – композитор, дирижер, пианист, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, продюсер. Он хорошо известен как организатор многих коллективов. В 1967 году Квартет Анатолия Кролла успешно выступил на международном джазовом фестивале в Таллинне. В 1971 году А.Кролл создал джаз-оркестр «Современник», а в 1992-м свой самый знаменитый коллектив – джаз-оркестр «МКС Биг-Бэнд», в котором в течение пяти лет работали наиболее известные московские джазовые музыканты. С созданием квартета «Мы из джаза» линия творческой жизни, посвященная главной теме творчества А.Кролла – биг-бэнду, – не прерывается. Приняв приглашение руководства Российской академии музыки им. Гнесиных, он создал в 2003 году джаз-оркестр «Академик-бэнд». Начиная с 2004 года при поддержке Союза московских композиторов, Правительства Москвы, Российского Авторского общества А.Кролл создает несколько постоянно действующих крупнейших в Москве и России джазовых фестивалей и тематических концертных программ: «Российские звезды мирового джаза», «Польские звёзды мирового джаза», «Шедевры симфоджаза», «Карнавалы джаза в Политехническом», цикл «Российский джаз – великие имена», фестиваль, посвященный женскому исполнительскому искусству в джазе – «Очарование джаза», а также организует различные тематические концерты в Московском Международном Доме музыки, Концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных, Московском Доме композиторов и в Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ).
Творческая секция сегодня объединят в своих рядах талантливых композиторов всех поколений: и ветеранов джаза Александра Основикова, Николая Капустина, Германа Лукьянова, Игоря Брилля, Юрия Маркина, Юрия Чугунова, Бориса Фрумкина, Константина Акимова, Сергея Решетова, и их более молодых коллег – Александра Розенблата, Михаила Иванова, Андрея Разина и его трио «Второе приближение», Екатерину Черноусову и ее ансамбль «Комнаты», Олега Степурко и его «Джаз-Контакт»... Они ежегодно представляют свои премьеры на Международном фестивале современной музыки «Московская осень». Так, в 2007 году в концерте джазовой музыки, включенном в программу фестиваля, в первом отделении играл биг-бэнд Пограничного образцово-показательного оркестра ФСБ России п/у В.Вепринцева. Были исполнены сочинения К.Акимова, Ш.Бяшарова, А.Кальварского, Ю.Маркина, А.Основикова, Ю.Чугунова. Во втором отделении прозвучали произведения И.Бриля в исполнении джазового ансамбля под его руководством, А.Осейчука в исполнении Квинтета под его руководством, А.Кролла в исполнении квартета «Мы из джаза» под его руководством, Э.Якубовой в исполнении «Александр джаз-трио». В Доме композиторов А.Кролл провел авторский вечер джазовой музыки композиторов Г.Лукьянова и Ю.Чугунова с участием оркестра «Академик-бэнд» под его руководством.

В 2008 году весь концерт джазовой музыки на фестивале «Московская осень» играл Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. О.Лундстрема под управлением заслуженного артиста России Б.Фрумкина. В первом отделении оркестру были добавлены струнные, во втором играл только биг-бэнд. Прозвучали сочинения А.Кролла, Ю.Маркина, Ю.Якушева, К.Акимова, А.Основикова, А.Розенблата, Ю.Чугунова, О.Степурко, Е.Мирошниченко, Б.Фрумкина, А.Кальварского, Г.Лукьянова. Концерт получился очень насыщенным, ярким и имел фантастический успех у слушателей.
В центре Павла Слободкина прошел ежегодный международный джазовый фестиваль «Созвездие лучших джаз-оркестров России». В Доме композиторов состоялись концерты, организованные А.Кроллом: юбилейный вечер К.Акимова, в котором участвовал биг-бэнд ФСБ России п/у В.Вепринцева и солисты; вечер «Анатолий Кролл представляет» – новый проект «Концертный Клуб «Дом джаза в Московском Доме композиторов» – фестиваль-презентация – участвуют только первые! На сцене выступили: джазовый оркестр им. О.Лундстрема п/у Б.Фрумкина, «Академик-бэнд» п/у А.Кролла, Д.Крамер, В.Гроховский, А.Кузнецов, В.Данилин, И.Бриль, квинтет «Мы из джаза» А.Кролла, «Тромбон-шоу» п/у М.Пиганова, С.Манукян, И.Бойко, А.Бутурлина, ансамбль О.Кролла-Л.Лазарева.
В 2009 году в концерте джазовой музыки фестиваля «Московская осень» – «Композиторы и их ансамбли» – участвовали: трио А.Разина «Второе приближение», квинтет А.Осейчука «Зеленая волна», секстет Е.Черноусовой «Комнаты», ансамбль «Симфоjazz братьев Ивановых», секстет О.Степурко «Jazz-Контакт», прозвучало фортепианное сочинение А.Розенблата в исполнении Э.Теплухиной, Д.Крамер исполнил свои сочинения и сочинения мировой джазовой классики.
В Театре эстрады прошел ежегодный Международный джазовый фестиваль. Первый день был посвящен 75-летию джазового оркестра им. О.Лундстрема; второй день назывался «Саксофон – король джаза», а третий день – «Шедевры симфоджазовой музыки».
В Доме композиторов состоялись концерты, организованные А.Кроллом: «Профессора российского джаза» – народные артисты России И.Бриль с ансамблем «Бриль Family», Д.Голощекин с ансамблем «Четверо»; «Анатолий Кролл представляет специальную концертную программу: “Очарованные джазом”». Исполнители – леди российского джаза А.Бутурлина, К.Кожевникова, Ю.Рогачева, А.Королева, А.Глазкова, И.Родилес, Ж.Ильмер, А.Полякова, Ю.Маликова; 14 мая – «Джаз в центре Москвы» – уникальное фортепианное шоу «Гранды джазового рояля» – Д.Крамер, В.Гроховский, Б.Фрумкин, А.Кролл; 26 сентября – уникальное джазовое шоу «Гранды джазового рояля 2» – Я.Окунь, И.Фармаковский, Е.Борец, А.Дудкевич (Польша); «Анатолий Кролл представляет лучший европейский ретро джаз-бэнд “Bratislava Hot Serenaders” и его солисты в уникальном ностальгическом шоу «Праздник забытого джаза».

В 2010 году концерт джазовой музыки на фестивале «Московская осень» – назывался «Композиторы и их ансамбли». Участвовали: трио А.Разина «Второе приближение», секстет Е.Черноусовой «Комнаты», секстет О.Степурко «Jazz-Контакт», «Мессиан-квартет», ансамбль саксофонов п/у С.Резанцева, оркестр симфоджаза Государственного университета культуры и искусств п/у С.Решетова. В концерте также были исполнены сочинения композиторов Г.Лукьянова, А.Розенблата, Ю.Чугунова, К.Акимова, Ю.Маркина.
В Театре эстрады прошел ежегодный Международный джазовый фестиваль. Первый день – «Коррида биг-бэндов» – участвовали джазовые оркестры им. О.Лундстрема и «Академик-бэнд» А.Кролла, второй день назывался «Эхо московского джаза», посвященный 20-летию радиостанции «Эхо Москвы», третий день – «Все грани Гараняна».

В 2011 году концерт джазовой музыки на фестивале «Московская осень» провел биг-бэнд «Орфей» РГМЦ, художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России И.Кантюков. В концерте были исполнены сочинения композиторов Г.Лукьянова, И.Кантюкова, Б.Фрумкина, Ю.Чугунова, Ю.Якушева, Н.Левиновского, В.Гусейнова.
В театре эстрады прошел ежегодный международный джазовый фестиваль «Российские звезды мирового джаза». В первый день состоялся концерт, посвященный 30-летию кинофильма «Мы из джаза»; второй день назывался «НЕОбыкновенный джаз», играли биг-бэнд Г.Гараняна и «Академик-бэнд», солист А.Шилклопер под управлением А.Кролла. Третий день представил программу под названием назывался «Любим, помним, играем», посвященную 95-летию со дня рождения ОлегаЛундстрема. Играл Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. О.Лундстрема, художественный руководитель и главный дирижер Б.Фрумкин.
В 2012 году с «Русской темой в джазе» выступили композиторы и их ансамбли: Е,Черноусова и ее ансамбль «Комнаты», О.Степурко и «Джаз-Контакт», Ю.Маркин, А.Розенблат и А.Кролл со своим оркестром «Академик-бэнд» Российской академии музыки имени Гнесиных при участи знаменитого джазового музыканта Аркадия Шилклопера.
Композиторы, входящие в состав творческой секции джазовой и эстрадной музыки, регулярно выезжают в различные города России, а также за рубеж для участия в джазовых фестивалях, концертах, мастер-классах.