КАМЕРНО-СИМФОНИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Творческое объединение симфонической и камерной музыки в 2013 году (читать дальше...)

5 февраля 2015 года творческое объединение симфонической и камерной музыки провело свое первое заседание в новом году (читать дальше...)

Отчет объединения симфонической и камерной музыки за 2016 год (читать дальше...)

 

История и современность

Камерно-симфоническое объединение представляет два жанра, которые на протяжении многовековой истории музыкального искусства занимали ведущее положение. По этим жанрам определялся уровень профессионального мастерства композитора.
Симфонический жанр был и остается живой и мощной основой для раскрытия глубоко значимых, сложных проблем и жизненных коллизий, выявления вечных и всегда новых аспектов соотнесения «личность и мир», «человек и эпоха, общество», «художник и время». Здесь возможны развороты к неиспытанному прошлому и манящему будущему. Круг проблем может и расширяться, и сужаться, открывая в логосе общезначимого единичное. Фактор риска не всегда здесь срабатывает: симфоническое полотно – это некая звуковая Вселенная, в которой возможно почувствовать взгляд на необозримые дали сущего и на конкретный «маленький островок» жизни. Ожидаемы включения слова, хора, вокала, и конкретизация замысла через звуковые метафоры, аллюзии, точные или символического плана названия, ассоциации через жанр и тембр и даже «выключение» оркестра (хоровые симфонии a cappella).
Симфония – это всегда узнаваемый и всегда новый мир, осмысленный сегодня, сейчас и указующий на вневременные ориентиры. Это аккумулятор тем «жизнь, смерть, история, новое, утраченное, желаемое». Это может быть и исповедь, включенная в различимый шум эпох, и взгляд на «земное-неземное» с птичьего полета.
Художник-автор может быть «героем», «философом», «летописцем», «лириком», может скрывать чувства, выводя трагедию на уровень балаганчика, шутовской игры, или раскрывать за внешней радужной картиной невероятные внутренние подмены, остро звучащие мотивы скорби, разрушения.
Симфония была и остается крупным художественным событием, связанным с обращением композитора к масштабной теме, сверхзначимой идее, концентрацией чувств, размышлений, жизненных позиций автора.
Симфония – это некий прорыв в особую реальность художественного бытия.
Симфония – это всегда воспоминание о классике и спор или диалог с ней.
Симфония, возникшая в XVIII веке, продолжает свое триумфальное шествие по XX столетию и входит в век XXI. XX век выдвинул мощного художника-симфониста Д.Шостаковича, замечательных отечественных мастеров, укреплявших позиции симфонии – Н.Мясковского, С.Прокофьева, Г.Попова, А.Шнитке, во Франции – А.Онеггера, в Италии – Л.Берио, в Америке – Ч.Айвза. Одночастные и многочастные, имеющие подзаголовок симфония и скрывающие его за необычными названиями, камерные симфонии, инструментальные ансамбли, тяготеющие к симфоническому раскрытию образов – так продолжает жить сегодня этот традиционный оркестровый жанр. Он оказал сильное воздействие на симфонизацию оперы («Пиковая дама» Чайковского, «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Воццек» Берга), на концертный жанр, камерные ансамблевые сочинения, коим несть числа. И живет в своем основном виде – большого симфонического полотна, которое может иметь выходы за пределы полуторачасового звучания, или стремиться к минимальной звуковой фиксации. Она – разная, узнаваемая и новая, испытующая современного слушателя своим интеллектуальным зарядом, удивляющая новыми звуковыми реалиями и своей надежностью. Она, симфония, есть и продолжает оставаться той значимой и крупной жанровой структурой, которая и сохраняет свой высокий статус. Но и претерпевает многочисленные метаморфозы, подчас отдаляясь от того императива «созвучание», который дал название жанру жанров – симфонии.
Камерная музыка в процессе своей исторической эволюции вышла из стен салонов и дворцовых интерьеров на концертную эстраду. Наиболее распространенные жанры камерной музыки — струнные трио, квартет, квинтет, фортепианное трио, квартет, квинтет постоянно обогащались новыми составами. Камерные жанры — инструментальные и вокальные – становились благодатным полем для смелых творческих экспериментов. Как в прошлом, так и сегодня, камерные жанры остаются наиболее плодотворной и мобильной областью для разного рода творческих исканий – и с исторически сложившимися и с новыми формами музицирования, инструментальными составами, где проходят апробацию подчас радикальные опыты, расширяющие привычные преставления о том, что есть на самом деле музыка в ее чистом виде. Все явственнее заявляют о себе разного рода жанровые миксты, неожиданные соединения, казалось бы, несоединимого, поражающие слух принципиально новыми средствами – уже из области электроакустических и мультимедийных технологий и тотальной компьютеризации. Нередко соавтором композитора в такого рода исканиях становится исполнитель, подчас и тот и другой предстают в одном лице.

Камерно-симфоническое объединение возникло, практически, с основанием Союза советских композиторов (1932) как инструмент творческого общения между авторами. В начале его существования, когда Союз композиторов был незначителен по количественному составу, не требовалось разделения на жанровые секции или так называемые «комиссии»: новую музыку любых жанров – от симфонии до песни – с большим интересом приходили слушать все её создатели, в каком бы жанре они ни работали. Постепенно, когда численный состав Союза композиторов увеличивался, новые выпускники высших учебных музыкальных заведений становились новыми членами союза композиторов, и естественным образом возникло жанровое расслоение по интересам, появились различные жанровые секции, в том числе комиссия симфонической и камерной музыки (как её тогда называли), объединившая композиторов, создающих камерную и симфоническую музыку (инструментальную музыку для различных составов, вокальную музыку с инструментальным сопровождением, симфонические произведения и т.д.). Композиторы, входящие в это объединение, вполне успешно сочиняют произведения и в других жанровых категориях, например, музыку для театра и кино.
В разные годы комиссию камерной и симфонической музыки возглавляли народный артист России Ю.А.Левитин, народный артист СССР Б.А.Чайковский и заслуженный деятель искусств России Э.В.Денисов. На комиссии свои новые произведения показывали Д.Д.Шостакович (Соната для альта и фортепиано, струнный квартет №15, причем струнный квартет был исполнен Д.Д.Шостаковичем и М.С.Вайнбергом на рояле в четыре руки). Здесь же свои новые опусы на суд коллег представили такие корифеи отечественной музыки, как А.И.Хачатурян, А.Я.Эшпай, М.С.Вайнберг, Д.Б.Кабалевский, К.С.Хачатурян, Б.А.Чайковский, Э.А.Хагагортян, А.Г.Шнитке, С.А.Губайдулина, Э.В.Денисов, Г.С.Фрид, Н.И.Пейко, А.Г.Чугаев, А.А.Муравлев и многие, многие другие.
В 1990 году руководителем комиссии стал И.И.Голубев. По его инициативе комиссия стала называться Камерно-симфоническим объединением. В настоящее время объединение возглавляет композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Е.В.Кожевникова. Заведующая объединения – композитор С.Г.Леончик.


Как и каждое из жанровых подразделений Союза московских композиторов, Камерно-симфоническое объединение является творческой лабораторией: на её заседаниях происходит прослушивание новых, только что созданных сочинений, недавно исполненных или даже ещё не представленных публично (тогда новое произведение исполняется на фортепиано или воспроизводится с помощью компьютерной демо-записи, с обязательным приложением нот – клавиров или партитур). Члены объединения, которое включает в себя как молодых, только ещё начинающих авторов – недавних выпускников музыкальных вузов Москвы, так и композиторов разных поколений, лауреатов российских и международных композиторских конкурсов, народных и заслуженных артистов, заслуженных деятелей искусств, – слушают и в свободной, доброжелательной форме делятся своими впечатления от услышанных новых произведений. Коллектив объединения открытым голосованием рекомендует достойные произведения в программы фестивалей, концертов и прочих музыкальных мероприятиях.
Обычно на заседании объединения (заседания проходят регулярно, два раза в неделю в течение года в Малом зале Московского дома композиторов) представлены три или четыре автора. Однако достаточно часто такое заседание посвящается одному композитору. Такого рода творческий портрет позволяет наиболее полно представить творчество того или иного композитора.