|
 |
КАМЕРНО-СИМФОНИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Творческое объединение симфонической и камерной музыки в 2013 году (читать дальше...)
За истекший период на заседаниях Творческого объединения, которые проходят регулярно два раза в месяц, были прослушаны и обсуждены следующие произведения московских композиторов:
• Симфония №5 в пяти частях Виктора Симонова
• «Диалоги с Шостаковичем» для симфонического оркестра Родиона Щедрина
• Semper idem для симфонического оркестра Виктора Чернелевского
• Концерт для органа с оркестром Игоря Гольденберга
• Поэма для солистов и симфонического оркестра Альберта Пресленева
• Концерт для фортепиано с оркестром молодого композитора Евгения Долгова
• Концертино для фортепиано и симфонического оркестра Николая Полубоярова
• «Сведенборг-соната» для фортепиано (в авторском исполнении) Владислава Виноградова.
Одно из заcеданий было посвящено творческому портрету Светланы Голыбиной. Прозвучали в аудиозаписи: «Рождественская музыка» для фортепиано, «Alter Ego» для скрипки и струнного оркестра,Триптих для виолончели и фортепиано.
Два заседания были посвящены встречам московских композиторов с их коллегами из Санкт-Петербурга и Харькова — соответственно с С.Слонимским и В.Птушкиным.
Сергей Михайлович Слонимский предложил для прослушивания программу, куда вошли 32-я симфония, две части из «Реквиема» для солистов, хора и симфонического оркестра и хоровые произведения. На встрече С.Слонимский не только рассказал о себе, комментировал сочинения, которые звучали. Завязался интереснейший диалог между корифеем Петербургской композиторской школы и его московскими коллегами, в том числе и молодыми авторами.
Профессор Харьковской консерватории Владимир Михайлович Птушкин предложил вниманию собравшихся следующую программу из своих сочинений разных лет: «Украинское каприччио» для фортепиано, Концерт для скрипки и фортепиано, «Утренние молитвы» для виолончели и струнных, духовная кантата «Salve Regina» для детского хора и симфонического оркестра, Концерт №2 для виолончели и симфонического оркестра,Concerto buffo для скрипки и фортепиано с оркестром, две пьесы для двух фортепиано — «Карусель» и «Возвышенное и земное».
Осенью минувшего года гостем москвичей был композитор из Эстонии Рене Ээспере — теперь уже представитель старшего поколения, недавно отметивший свое 60-летие, а в прошлом аспирант Московской государственной консерватории (класс профессоров А.И.Хачатуряна и А.А.Николаева). 11 октября 2013 г. днем в Малом зале Московского дома композиторов прошла встреча Р.Эеспере с московскими композиторами, а вечером в Большом зале Дома композиторов состоялся его авторский концерт силами эстонских музыкантов.
«Кажется, что в музыке Рене Эеспере переплетены взаимоисключающие эмоции и ситуации: искренняя радость игры, пафос ритуалов, мировая скорбь. В ней чудесным образом сочетаются влияния барокко и рок-музыки, а также техники минималистских повторений и архаических пластов эстонского музыкального фольклора. Музыка Эеспере — это размышления о тайнах бытия и основных жизненных ценностях» (Эви Аруярв, эстонский музыкальный критик).
«Его музыка окутана акварельной прозрачностью, что сегодня встречается крайне редко, а потому вызывает интерес и свежее впечатление (Михель Топель, немецкий композитор).
Рене Эеспере (1953) окончил в 1972 году Таллинскую музыкальную школу по классу фортепиано Валдура Роотса, в 1977 году Таллинскую государственную консерваторию по классу композиции Анатолия Гаршнека, а затем ассистентуру-стажировку в Московской консерва¬тории у Арама Хачатуряна и Алексея Николаева. С 1979 года Эеспере преподает композицию и теорию музыки в Эстонской музыкальной академии (с 2002 года - профессор). Творчество Рене Ээспере многогранно, однако особое внимание привлекают его вокально-симфонические сочинения крупной формы, инструментальные концерты и утонченная, изысканная камерная музыка.
Широкую известность композитору принесли аллегорические одноактные балеты «Человек и ночь» (1976), «Фурии» (1977) и «Домовые» (1978), поставленные Юло Виллимаа в тартуском театре «Ванемуйне». В 1980-е годы он создал ряд вокально-симфонических произведений — этическо-экзистенциальных посланий — «Пассионы», «Мистериум», «Медитериум», «Симфония молчания». В 2006 году в Национальном театре «Эстония» состоялась премьера его оперы «Гурманы».
Он написал ряд хоровых произведений на латинские тексты: «Две юбиляции», «Glorificatio», «Invocatio», «Festina lente», «De amoreaeterno», «Ritus», «Verba amatoris», «Mater rosae», «Origo originum» и другие. Среди заказчиков и первых исполнителей произведений Эеспере, датские камерные хоры Ютландии и Соннелунда, рижский ансамбль LRC Chamber Singers, Камерный хор Таллинской музыкальной школы, Ассоциация мужской песни Бузенбаха (Германия), мужской хор университета Упсала (Швеция), смешанные хоры университета Портленда и Atlanta Choraliensi (США), камерный хор Токийского университета, камерный хор Эстонской филармонии, Эстонский национальный мужской хор, хор и оркестр национальной оперы «Эстония», Таллинский камерный оркестр, Пярнуский городской оркестр, и другие.
За сочинения «Glorificatio» и «Invocatio» Рене Ээспере был удостоен премий на конкурсах композиторов в Италии.
закрыть
5 февраля 2015 года творческое объединение симфонической и камерной музыки провело свое первое заседание в новом году (читать дальше...)
Заседание было посвящено музыке молодых композиторов, не членов нашей творческой организации. Молодые авторы представили следующую программу:
Николай Кольцов (выпускник Московской консерватории, класс проф. Ю.В.Воронцова)
«Ветер» – пьеса для трех кларнетов Иван Сошинский (выпускник Московской консерватории, класс проф. В.Г.Тарнопольского)
Lamento для трех сопрано и камерного ансамбля
Protuberanzen для баяна и духового оркестра Евгения Долгова (выпускница Санкт-Петербургской консерватории, класс ст. преп. А.В.Тамонова)
«Замкнутый круг» для симфонического оркестра (в компьютерной записи)
После заинтересованного обсуждения прослушанных произведений единогласным голосованием Иван Сошинский был рекомендован к приему в члены СМК.
закрыть
Отчет объединения симфонической и камерной музыки за 2016 год (читать дальше...)
Председатель — Кожевникова Екатерина Вадимовна
За период 2016 г. Объединение провело 7 заседаний (с февраля по май), на которых прослушано и обсуждено 24 новых произведения 15 авторов.
Три заседания были посвящены «Творческим портретам» композиторов Николая Мохова, Софии Губайдулиной и Кирилла Уманского, с показом ряда их произведений последних лет. Сообщение о творчестве С.Губайдулиной и показанных на Объединении Втором концерте для скрипки с оркестром и симфонии «Пир во время чумы» подготовила композитор и друг мастера — Голыбина Светлана Борисовна.
В смешанных программах других заседаний свои новые работы вынесли на суд коллег композиторы (как члены Союза, так и молодые абитуриенты): Владимир Шергов, Ольга Таранова, Дмитрий Бородаев, Анна Наветная, Зарина Икоева, Евгений Зудилкин, Марьяна Лысенко, Татьяна Астафьева, Игорь Холопов, Руслан Мурсякаев, Артём Пысь.
Хочется отметить активную посещаемость и подчас бурные обсуждения прослушанных произведений как молодыми авторами, так и признанными мастерами творческого цеха. Среди них: И.Голубев, Е.Подгайц, М.Броннер, К.Уманский и др.
Заведующая творческим объединением С.Леончик
закрыть
5 февраля 2020 года на заседании Камерно-симфонического объединения (председатель Е.В.Кожевникова) был представлен Творческий портрет композитора Юрия Васильевича Воронцова.
Прозвучали в записи Симфония №5, «Гимн памяти Альфреда Шнитке» и «Обряд» для фортепиано (читать дальше...)
Выступали: Тарас Буевский, Михаил Симаков, Ефрем Подгайц, Михаил Броннер, Николай Полубояров и Анна Музыченко.
Музыка Ю.Воронцова получила высокую оценку у присутствующих коллег-композиторов, а в отношении Симфонии №5 не раз прозвучало слово «шедевр». Ю.Воронцов рассказал аудитории о своей поездке в Иркутск (где звучала его Симфония №5 в исполнении Иркутского симфонического оркестра под управлением И.Лапиньша в концерте, который вошел в программу XL международного фестиваля современной музыки «Московская осень») и поделился своими воспоминаниями об Альфреде Гарриевиче Шнитке, с которым у Юрия Васильевича был общий педагог – Евгений Кириллович Голубев.
закрыть
Отчет о заседании Камерно-симфонического объединения от 4 марта 2020 г. (читать дальше...)
4 марта 2020 г. на совместном заседании Камерно-симфонического объединения (председатель Е.В.Кожевникова) и ACM -2 (председатель В.А.Екимовский) состоялась
встреча с эстонской пианисткой Кадри-Анн Сумера, дочерью рано ушедшего от нас талантливого композитора Лепо Сумеры. Были прослушаны три его симфонии: №3, №5 и №6.
Выступали: Вячеслав Рожновский,Александр Вустин, Сергей Жуков, Екатерина Кожевникова.
Выступающие отметили яркую самобытность авторского высказывания, тонкую сонористическую оркестровую ткань партитур и при этом эмоциональность, красоту и духовность музыки Лепо Сумеры.
закрыть
Отчет о заседании Камерно-симфонического объединения от 2 марта 2022 г. (читать дальше...)
После большого перерыва состоялось заседание Камерно-симфонического объединения.
Присутствовали: Будников, Булычёва, Васильев, Виноградов, Гордейчев, Зайцева, Евтушевская, Кожевникова, Леончик, Рехин, Славникова, Стеценко, Схаплок, Уманский, Ченцов.
В повестку дня было включено два вопроса:
1. Выборы Председателя камерно-симфонического объединения.
2. Знакомство с работами молодых композиторов Дмитрия Будникова и Алексея Стеценко на предмет рекомендации для вступления в Союз московских композиторов.
Председателем Камерно-симфонического объединения была переизбрана (при одном воздержавшемся) Кожевникова Екатерина Вадимовна. В обсуждении этой кандидатуры по телефону, проведенном заведующей объединением Леончик Светланой Гавриловной, участвовали Агабабова, Беседина, Бородаев, Буевский, Зайцев, Гольденберг, Голыбина,
Дробышевская, Карпенко, Комиссаров, Мурсякаев, Симаков, Сошинский, Фомина, Холопов, Хренников-младший, Чернаков, Жуков.
Слушали: Фантазию для симфонического оркестра и камерное сочинение для кларнета и
струнных Дмитрия Будникова.
Постановили: рекомендовать Д.Будникова к приему в члены РОО СМК (единогласно).
Слушали: Сонату для фортепиано и вокальный цикл «Мановения» для баритона и фортепиано на стихи В.Бояринова и В.Ковалёва Алексея Стеценко.
Постановили: рекомендовать А.Стеценко к приему в члены РОО СМК (единогласно).
Е.В.Кожевникова посоветовала А.Стеценко, в творческом активе которого есть и музыкально-сценические работы, познакомить с ними Комиссию музыкального театра.
закрыть
Отчет о заседании Камерно-симфонического объединения от 6 апреля 2022 г. (читать дальше...)
Присутствовали:
Тарас Буевский, Михаил Симаков, Виктор Ульянич, Екатерина Кожевникова, Андрей Кудрявцев, Ирина Латышева, Михаил Ченцов, Семён Сегаль, Владислав Виноградов, Николай Мохов, Иван Сошинский, Ирина Северина, Арфения Тараканова, Ирина Кайнова, Гукас Погосян.
Слушали:
Андрей Кудрявцев. Симфоническая картина «На горизонте».
Ирина Латышева. Симфоническая поэма «Из юных лет», Соната для скрипки и фортепиано (первая часть).
Эти авторы впервые показывали свои сочинения на Камерно-симфоническом объединении, они не являются членами Союза московских композиторов.
Тарас Буевский: Оба автора пишут тональную музыку, что в наше время – смелость. Музыка Ирины Латышевой написана в духе соцреализма 1950-х годов. Надо поработать над собственным стилем. Андрей Кудрявцев эмоционально увлёк, умеет делать кульминацию.
Михаил Симаков: Согласен. У Ирины Латышевой мало самостоятельности. Соната немного лучше.
Виктор Ульянич: Я спокоен за дальнейшую судьбу Ирины Латышевой. У каждого своя природа. Я против заявления: «Так писать нельзя». Что касается сонаты, то, по-моему мнению, не стоит показывать часть работы. Андрей Кудрявцев умеет мастерски строить форму. Прекрасное гармонически-тембровое чутьё. Уже нашёл интонацию своего образа.
Михаил Ченцов: В музыке Ирины Латышевой — жизнь, бьющая ключом. Хорошая ступенька для дальнейшего роста.
Семён Сегаль: Искренняя, чистая музыка. Ирине Латышевой чужд язык авангарда. Если сравнивать два сочинения – у Андрея Кудрявцева форма цельная, у Ирины – дробная.
Владислав Виноградов: У Андрея Кудрявцева чрезвычайно удачное сочинение. Рука сформировавшегося автора. Ирина Латышева - как птичка в клетке, которая бьётся в ней, но не может вырваться. И мышление клочковатое.
Также выступали: Николай Мохов, Иван Сошинский, Ирина Северина, Арфения Тараканова и Гукас Погосян.
Председатель объединения Екатерина Кожевникова предложила проголосовать за рекомендацию Андрею Кудрявцеву для вступления в Союз московских композиторов (единогласно).
Во второй части собрания слушали сочинение Виктора Ульянича «Звоны ветра, дождя и радуги» для 12 флейт, квартета арф и ударных.
Выступали: Ирина Северина, Тарас Буевский, Ирина Кайнова, Андрей Кудрявцев, Михаил Симаков, Иван Сошинский, Владислав Виноградов, Арфения Тараканова, Гукас Погосян. Общее мнение – это высоко профессиональное сочинение, которое задевает людей за живое и производит очень сильное впечатление.
закрыть
Отчет о заседании Камерно-симфонического объединения от 20 апреля 2022 г. (читать дальше...)
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Родионова, Шергов, Виноградов, Кайнова, А.Тараканова, Буевский, Сегаль, Саржант, Бузовкина, Броннер, Погосян, Кожевникова.
СЛУШАЛИ СОЧИНЕНИЯ:
Бузовкина Екатерина — «Имитация жизни» для симфонического оркестра, «Другие поля» для симфонического оркестра
Саржант Александр — «Элегия, интермеццо и фуга» для симфонического оркестра (электронная запись)
Карпенко Екатерина — Концерт для фортепиано и симфонического оркестра (электронная запись)
Родионова Лилия: У Александра запись плохо сделана. Интермеццо — приятная ориентальная музыка. Общее впечатление — «зафактуренность», не удачное октавное дублирование. Талант есть. Нужно послушать другие сочинения. Бузовкина мыслит масштабно, прекрасно звучит оркестр, рекомендую принять в Союз московских композиторов. Сочинение Карпенко — яркое, образное.
Буевский Тарас: Согласен, Бузовкина мыслит очень масштабно, оркестр звучит мощно.
Рекомендую принять в Союз композиторов. В сочинении Саржанта я не услышал разницы между частями. Пока автор находится в поиске. В представленной Карпенко электронной версии Концерта для фортепиано достаточно проблемной для меня выглядит партия солирующего инструмента, трактовка тембра рояля.
Виноградов Владислав: Бузовкина представила замечательное сочинение. Она, на мой взгляд, вполне сформировавшийся композитор. Рекомендую принять в Союз. Оркестр в сочинении Саржанта излишне перегружен.
Сегаль Семён: Партитура Бузовкиной выполнена профессионально, фактура разработана досконально, правда, если говорить об общем впечатлении, меня это сочинение не затронуло до такой степени, чтобы мне захотелось послушать его еще раз. Второе сочинение привлекло меня прежде всего тем, что в нем есть намёк на интонацию. В целом, я безусловно за принятие Бузовкиной в Союз московских композиторов.
Сочинение Саржанта — артистичное, хоть и традиционное по стилистике. Сочинение Карпенко мне очень понравилось, но я не воспринимаю его как концерт. Мистическая музыка, очень близкая мне.
Броннер Михаил: Бузовкина пишет разную музыку. Саржант — очень плохое звучание оркестра (электронное). Что касается электронной версии Концерта Карпенко — звучит очень занятно, но то, что мы слышим в компьютерной записи, и то, что вы услышите в оркестре, — результат вас удивит. Это будет другое сочинение.
На основе прослущивания сочинений Бузовкиной Екатерины и высказанных на обсуждении впечатлений от прослушанного было принято решение рекомендовать Бузовкину Екатерину к приему в Союз московских композиторов (единогласно).
закрыть
Отчет о заседании Камерно-симфонического объединения от 18 мая 2022 г. (читать дальше...)
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Родионова, Виноградов, Тараканова, Славникова, Шмотова, Симаков, Саржант, Сошинский,
Рожновский, Кожевникова.
СЛУШАЛИ:
Саржант Александр. «Поэма к 70-летию Великой Победы» для кларнета, арфы, ударных и струнного оркестра. Фантазия на стихи А.Ахматовой
Родионова Лилия: В «Поэме» хороший тематизм, своё видение мира, хороший оркестр. Достойное сочинение. Фантазия понравилась меньше. Не найдена изюминка в фактуре ф-но. Рекомендую Приёмной комиссии для вступления в Союз.
Шмотова Марина: Много хэппиэндов. Нет концентрации на эмоциях. В Союз рекомендую.
Симаков Михаил: Поэма очень понравилась. Особенно вступление. Хороший квази романтический тематизм. Во второй пьесе есть минус — полистилистика и недостаточно яркий тематизм. Рекомендую в Союз.
Виноградов Влалислав: Мне кажется, у автора сформировался собственный мир. Понимает ценность интонации. Оркестровое сочинение просто очень удачное. Вокальное — чисто психологически кажется более простым в сравнении с оркестровым сочинением. Но в нём есть ощущение «Серебряного века», простота, естественность. Рекомендую в Союз.
Рожновский Вячеслав: Могу отметить выразительный мир. Мне оказалось интересно побывать в этом мире — элегичном и отстранённом, возможно чуждом мне. В Союз рекомендую несомненно.
Тараканова Арфения: Поддерживаю рекомендацию. Сочинения интересные и профессиональные
Голосование: Рекомендуем А.Саржанта Приёмной комиссии для вступления
в РОО «Союз московских композиторов» (единогласно).
Далее СЛУШАЛИ:
Михаил Симаков. «Три зарисовки» для фортепиано
Владислав Виноградов. Сюита для голоса и ф-но «Из ниоткуда в никуда» на стихи Германа Виноградова.
Родионова Лилия: У Миши очень интересны 1-я и 2-я части. 3-я часть — мрачноватый
танец. Виноградов не в моей эстетике, но интересно. Ощущение мюзикла.
Шмотова Марина: В обоих сочинениях чёткая пластика. Сформированные авторы. Оба автора очень понравились.
Сошинский Иван: Хочу поздравить обоих авторов. Прекрасно. Оба сочинения замечательные.
Рожновский Вячеслав: Симаков: самое яркое в сочинении — тип фортепианной фактуры, булезовский, но как бы наполненной живой жизнью. О Виноградове: Потрясающий талант. Богатейший материал для размышлений. Это какая-то стихия, возможно стихия вальса, кружения. Это просто выдающийся шедевр.
Симаков Михаил: Поздравляю Владислава с сочинением. Очень хвалю за интонацию и тематизм. Интересные аккорды.
Тараканова Арфения: Виноградов — вдохновенная музыка, слушается на едином дыхании. Поздравляю.
закрыть
Отчет о заседании Камерно-симфонического объединения от 14 декабря 2022 г. (читать дальше...)
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Родионова, Виноградов, Симаков, Сошинский, Комиссаров, Кожевникова.
СЛУШАЛИ СОЧИНЕНИЯ:
Ковалёв Никита. «Каприччо в русском стиле» для симфонического оркестра. «Японское трио» для кларнета, виолончели и фортепиано. Родионова Лилия: В «Каприччо» хотелось бы отметить интересную интонационную работу, сменяемость метра, соревнование оркестровых групп. В целом — грамотная партитура. В «Японском трио» — стремление автора к воплощению живой интонации, местами в музыке ощущается даже некоторая брутальность. К достоинствам этого камерного сочинения я бы отнесла подробно разработанную фактуру. Рекомендую принять Никиту Ковалёва в Союз московских композиторов.
Виноградов Владислав: В целом я присоединяюсь к положительному мнению коллеги. В качестве пожелания могу сказать следующее. В обоих сочинениях я услышал явный перебор с остинатностью. Рекомендую принять в Союз московских композиторов.
Комиссаров Андрей: Рекомендую принять в Союз московских композиторов.
Симаков Михаил: Хочу похвалить молодого композитора. На мой взгляд, это вполне сложившийся профессионально оснащенный музыкант. Особенно понравилась мне кода «Каприччо». Рекомендую принять в Союз московских композиторов.
Сошинский Иван: Отмечу интересную фактуру фортепианной партии в трио, а также многообразие красок в этой камерной работе. Рекомендую принять в Союз московских композиторов
Кожевникова Екатерина: Согласна с положительной оценкой сочинений Никиты Ковалёва, но советую в ближайшие годы избегать остинатности. Хотелось бы предостеречь молодого автора. К сожалению, нередко приходится наблюдать достаточно типичную, и не только для молодых авторов, ситуацию, когда удачно найденный однажды и ставший излюбленным прием превращается в дурную привычку, от которой трудно, но необходимо избавляться. Советую также обратить внимание на развитие голосов в партитуре не только по вертикали, но и по горизонтали. То есть поработать с материалом в плане дыхания (сжимать материал, или же, наоборот, расширять его). Еще одно пожелание автору — поработать над формой, которая пока по-ученически схематична.
В целом я рекомендую Никиту Ковалёва в Союз московских композиторов.
На основе прослушивания сочинений Ковалёва Никиты и высказанных на обсуждении мнений от прослушанного принято решение рекомендовать Ковалёва Никиту к приему в Союз московских композиторов (единогласно).
СЛУШАЛИ СОЧИНЕНИЯ:
Комиссаров Андрей. «За тучами летучими» вокальный цикл для солистов и камерного оркестра. «Голоса Земли» для солистов, хора и ОРНИ на стихи русских поэтов.Родионова Лилия: Оба сочинения произвели очень яркое впечатляет. Партитура «Голосов Земли» — к тому же и разнообразием фактуры.
Виноградов Владислав: Мне особенно понравилось первое сочинение. В музыке господствует ирреальное настроение. В отличие от первого сочинения, второе носит прикладной характер. Мне показался достаточно традиционным набор типичных для избранного состава тембровых средств, неких клише, которые в течение многих десятилетий кочуют из партитуры в партитуру для оркестра народных инструментов.
Симаков Михаил: А у меня совершенно противоположное мнение. Я обратил внимание, что автор нашел новые краски в избранном составе. Оркестр народных инструментов звучит ярко, свежо. Согласен с мнением Родионовой относительно первого сочинения.
Сошинский Иван: Хочу поздравить автора с двумя замечательными сочинениями.
Кожевникова Екатерина: Согласна с Виноградовым, наверное, потому, что никогда не писала для ОРНИ, но мы явно в меньшинстве. Что касается первого сочинения, хочу поздравить Андрея Комиссарова, он очень вырос в плане вкуса и в мастерстве лаконизма фактуры, с которым он достигает такого драматического эффекта.
закрыть
Отчет о заседании Камерно-симфонического объединения от 8 января 2023 г. (читать дальше...)
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Ульянич, Кайнова, Тараканова, Виноградов, Буевский, Ченцов, Родионова, Стеценко, Кожевникова.
СЛУШАЛИ:
Струк Павел Витальевич. Кончерто гроссо для двух кларнетов, ф-но и струнного оркестра. «Фрески острова Крит» для флейты, кларнета и арфы.
Ульянич Виктор: феноменально виртуозное использование арфы. Красочность и лиричность. Тонкое использование сонористики. Минимум средств. Всё просто и вместе с тем оригинально.
Родионова Лилия: очень приятное впечатление. Слушать было интересно.
Симаков Михаил: вступающий в наши ряды — настоящий профессионал, знающий своё дело.
Виноградов Владислав: талантливый художник со своим внутренним миром.
Кайнова Ирина: по первым звукам слышно — настоящий композитор.
Ченцов Михаил: работы зрелого мастера. Большой талант. Особый дар — умение просто записать сложные вещи.
На основе прослушанных сочинений Струка П.В. присутстующие единодушно высказались за его вступление в Союз московских композиторов.
СЛУШАЛИ:
Симаков Михаил: “Inferno & Paradis” фантазия для двух фортепиано.
Две драматические пьесы для кларнета и фортепиано.
Буевский Тарас: Пьесы для кларнета и ф-но: в первой драматической пьесе нет никакого драматизма. Во второй пьесе не хватило кульминации. Фортепианные пьесы: Длительное ожидание в конце первой пьесы не соответствует её стилистике. Во второй пьесе вызывает удивление, что композитор = пианист, и такая неинтересная фактура.
Родионова Лилия: О фортепианных пьесах: я услышала разнообразные миры Симакова. Интересна длительность состояния, медитативность. Широкое дыхание. Интересно сделана Первая пьеса — остинатность и одновременно изменчивость. Вторая пьеса поражает оригинальностью фактуры. Ничего подобного не слышала. Объёмность, колокольность.
Прекрасные кларнетовые пьесы. Загадочные, как сам автор. Поздравляю автора.
Ченцов Михаил: О фортепианных пьесах: я слышал их в концерте. В живом исполнении они производят сильное впечатление. Парадиз — это катарсис. Никакой классической формы в этих пьесах нет, скорее барочные традиции. Кларнетовые пьесы интересно слушать. Драматизм скорее внутренний, а не внешний.
Стеценко: Очень понравились фортепианные пьесы. Великолепные педальные эффекты. В Рае мне не хватило души, но это моё личное восприятие. В кларнетовых пьесах мне не совсем ясен авторский замысел.
Ульянич Виктор: Миша талантливый, ищущий музыкант. Картинность такая могла бы найти своё место в театральных постановках. Инфернальность, сарказм, воплощенные в его музыке, меня убеждают.
Виноградов Владислав: В фортепианных сочинениях Михаил отошёл от своего стиля. Это было очень необычно, свежо. На фоне фортепианных пьес кларнетовые пьесы проигрывают.
Председатель объединения Е.В.Кожевникова
закрыть
Отчет о заседании Камерно-симфонического объединения от 15 марта 2023 г. (читать дальше...)
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
А.Тараканова, Виноградов, Родионова, Буевский, Гольденберг, Струк, Гордейчев, Симаков, Полубояров, Сошинский, Кожевникова.
СЛУШАЛИ:
Владислав Виноградов. Соната для фортепиано «Helsingfors»
Тарас Буевский. Концерт для скрипки и симфонического оркестра.
Симаков Михаил: Сочинение Виноградова понравилось. Две претензии: запись альтерации, и чрезмерно перегруженная фактура. Концерт Буевского – замечательное сочинение, которое хочется слушать еще и еще раз. Выдающаяся партитура.
Родионова Лилия: Соната Виноградова — это, строго говоря, не соната. Здесь нет принципа сонатной формы. Это медитирование. Согласна, что фактура перегружена. В целом — приятный образ. Концерт Буевского хотелось бы ещё послушать. Очень понравилось это сочинение.
Полубояров Николай: Соната Виноградова мне тоже понравилась. Прихотливое развёртывание микромотивов. Концерт Буевского — очень интересная партитура. Очень эмоционально.
Сошинский Иван: Сонату Виноградова не слышал — опоздал. Хочу поздравить Буевского.
Тараканова Арфения: Соната Виноградова мной воспринимается как погружение. Назвала бы ее фантазией. Яркий зрительный образ. Концерт Буевского — приветствую чёткую форму,
сочетание профессионализма и эмоционального воплощения. Слушается на едином дыхании. Замечательное сочинение.
Гольденберг Игорь: Хороший показ. Два разных, но вполне зрелых автора.
Кожевникова Екатерина: Спор о возможности называть сочинения, в которых не присутствует принцип сонатной формы, сонатами и симфониями давно решён. В наше время это означает лишь сочинение крупной формы. Хотя я согласна, что фантазия более подходящее название для сочинения Виноградова. Автор поставил сложную задачу написать «бесшовную» композицию и прекрасно эту задачу выполнил. Концерт Буевского, — согласна с общим мнением, — замечательное сочинение. Поражает лаконизм и при этом такая эмоциональная насыщенность.
Председатель объединения Е.В.Кожевникова
закрыть
Отчет о заседании Камерно-симфонического объединения от 5 апреля 2023 г. (читать дальше...)
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Виноградов, Струк, Полубояров, Карпенко, Алексеев, Кожевникова.
СЛУШАЛИ:
Павел Алексеев. Поэма для симфонического оркестра,
Соната для виолончели и фортепиано.
Виноградов Владислав: Впечатление такое, будто сочиняли два разных человека, но общее впечатление цельное. Первое сочинение – всё на 3/4, второе – на 4/4. Не хватило метрической встряски. Несмотря на то, что в оркестровой Поэме область кульминации гармонически банальна, в целом сочинение понравилось. Соната для виолончели и фортепиано — сочинение атмосферное.
Полубояров Николай: Общее впечатление — есть сильные стороны: уверенное прослушивание взаимосвязей вертикалей. Особенно это относится к первому сочинению, которое напомнило Свиридова, правда, без его яркого тематизма.
Во втором сочинении особенно понравилась вторая часть. Специфическая ладовая структура. Автор со своим особым миром.
Струк Павел: Поэма для симфонического оркестра — сочинение цельное, органичное и интересное. Но, на мой взгляд, требуется видеоряд. Это скорее хороший саундтрек, а не самостоятельное сочинение. По Сонате — не хватило динамизма. Вторая часть затянута. После неё хотелось бы большего контраста.
Кожевникова Екатерина: Во всём согласна с Павлом Витальевичем. Могу добавить, что первое сочинение, хотя и правильно написано с точки зрения партитуры, в полном смысле симфоническим назвать трудно, так как в оркестровке нет симфонического развития и фактура однообразна. Струнные почти всё время дублируют деревянные духовые. А во втором сочинении — третью часть я начала бы с быстрых нот, нарушив при этом форму пассакалии. Когда перед нами стоит выбор — придерживаться классической формы или следовать законам восприятия, я думаю, нужно выбирать второе.
На основе прослушанных сочинений Павла Алексеева присутствующие приняли решение рекомендовать его к приему в члены Союза московских композиторов (за — 4, воздержался — 1).
СЛУШАЛИ:
Екатерина Карпенко. Концерт для тубы и симфонического оркестра «Глас гнева и скорби».
Струк Павел: В традиционном смысле это не концерт. Скорее, симфония-концерт или концертная симфония. Перегружено и сложно для восприятия. Масса интересных вещей, хватило бы не на одно сочинение.
Кожевникова Екатерина: А как вы считаете, это вообще возможно исполнить на тубе?
Струк Павел: Исполнить можно, ну а смысл? При такой плотной сонористической фактуре тубу слышно не будет.
Полубояров Николай: То, что написано в партитуре, не соответствует тому, что звучит. Из-за этого даже следить по партитуре было трудно. Грибок реберактивного облака разгребать век. Нужен ещё один оркестр, наложить его на тот, что в партитуре записан, тогда получится то, что звучит в электронном виде.
Кожевникова Екатерина: Никто не заметил — в партитуре нет ни одного штриха. Ни одной лиги на протяжении 22 минут музыки.
Карпенко Екатерина: Бах тоже не писал лиг.
Кожевникова Екатерина: Кто-нибудь расскажет, как реагируют исполнители на партии без штрихов? Павел, вы недавно закончили консерваторию, может быть, у ваших сокурсников был подобный случай.
Алексеев Павел: Да, был. Один мой сокурсник принёс такой диплом, и на первой же репетиции оркестранты собрали все партии, отдали ему и попрощались, ничего не объясняя. Объяснял дирижёр — долго и громко.
Карпенко Екатерина: Но это же вопрос редактуры.
Кожевникова Екатерина: Вы хотите сказать, что кто-то должен делать эту редакторскую работу? Кто? Дирижёр, исполнители?
Карпенко Екатерина: Да поставлю я эти лиги, когда узнаю, что концерт точно будет исполняться.
Кожевникова Екатерина: У вас написано: «жужжать за подставкой». Что это значит? Как играть? Медленно?
Карпенко Екатерина: Нет, быстро.
Кожевникова Екатерина: По одной струне?
Карпенко Екатерина: Нет, по всем.
Кожевникова Екатерина: Где это написано?
Карпенко Екатерина: Там написано.
Кожевникова Екатерина: Там ничего не написано, кроме «жужжать за подставкой». У вас у фортепиано написан кластер, охватывающий весь диапазон инструмента, лига на 8 тактов и в записи орган, который гудит на все 8 тактов. Как вы себе это представляете?
Карпенко Екатерина: Но там же педаль.
Кожевникова Екатерина: Педаль удлиняет звук на полминуты.
Полубояров Николай: Наверное, по струнам играть нужно.
Карпенко Екатерина: Да-да, по струнам.
Кожевникова Екатерина: Где это написано?
Карпенко Екатерина: Там, в конце, на отдельном листочке всё есть.
Кожевникова Екатерина: В конце у вас 4 пояснения, среди них про струны только под знаком «z» — играть вдоль струны.
Карпенко Екатерина: Нет, это к струнным относится.
Кожевникова Екатерина: Здесь вообще не указано, к каким инструментам это относится.
Карпенко Екатерина: Потому что это относится ко всем инструментам.
Кожевникова Екатерина: Я думаю, на этом наша дискуссия на сегодня закончена. Могу только добавить, что если это сочинение когда-нибудь будет исполняться, то потребуется репетиций двадцать, так как пояснения требуются в каждом такте.
Председатель объединения Е.В. Кожевникова
закрыть
История и современность
Камерно-симфоническое объединение представляет два жанра, которые на протяжении многовековой истории музыкального искусства занимали ведущее положение. По этим жанрам определялся уровень профессионального мастерства композитора.
Симфонический жанр был и остается живой и мощной основой для раскрытия глубоко значимых, сложных проблем и жизненных коллизий, выявления вечных и всегда новых аспектов соотнесения «личность и мир», «человек и эпоха, общество», «художник и время». Здесь возможны развороты к неиспытанному прошлому и манящему будущему. Круг проблем может и расширяться, и сужаться, открывая в логосе общезначимого единичное. Фактор риска не всегда здесь срабатывает: симфоническое полотно – это некая звуковая Вселенная, в которой возможно почувствовать взгляд на необозримые дали сущего и на конкретный «маленький островок» жизни. Ожидаемы включения слова, хора, вокала, и конкретизация замысла через звуковые метафоры, аллюзии, точные или символического плана названия, ассоциации через жанр и тембр и даже «выключение» оркестра (хоровые симфонии a cappella).
Симфония – это всегда узнаваемый и всегда новый мир, осмысленный сегодня, сейчас и указующий на вневременные ориентиры. Это аккумулятор тем «жизнь, смерть, история, новое, утраченное, желаемое». Это может быть и исповедь, включенная в различимый шум эпох, и взгляд на «земное-неземное» с птичьего полета.
Художник-автор может быть «героем», «философом», «летописцем», «лириком», может скрывать чувства, выводя трагедию на уровень балаганчика, шутовской игры, или раскрывать за внешней радужной картиной невероятные внутренние подмены, остро звучащие мотивы скорби, разрушения.
Симфония была и остается крупным художественным событием, связанным с обращением композитора к масштабной теме, сверхзначимой идее, концентрацией чувств, размышлений, жизненных позиций автора.
Симфония – это некий прорыв в особую реальность художественного бытия.
Симфония – это всегда воспоминание о классике и спор или диалог с ней.
Симфония, возникшая в XVIII веке, продолжает свое триумфальное шествие по XX столетию и входит в век XXI. XX век выдвинул мощного художника-симфониста Д.Шостаковича, замечательных отечественных мастеров, укреплявших позиции симфонии – Н.Мясковского, С.Прокофьева, Г.Попова, А.Шнитке, во Франции – А.Онеггера, в Италии – Л.Берио, в Америке – Ч.Айвза. Одночастные и многочастные, имеющие подзаголовок симфония и скрывающие его за необычными названиями, камерные симфонии, инструментальные ансамбли, тяготеющие к симфоническому раскрытию образов – так продолжает жить сегодня этот традиционный оркестровый жанр. Он оказал сильное воздействие на симфонизацию оперы («Пиковая дама» Чайковского, «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Воццек» Берга), на концертный жанр, камерные ансамблевые сочинения, коим несть числа. И живет в своем основном виде – большого симфонического полотна, которое может иметь выходы за пределы полуторачасового звучания, или стремиться к минимальной звуковой фиксации. Она – разная, узнаваемая и новая, испытующая современного слушателя своим интеллектуальным зарядом, удивляющая новыми звуковыми реалиями и своей надежностью. Она, симфония, есть и продолжает оставаться той значимой и крупной жанровой структурой, которая и сохраняет свой высокий статус. Но и претерпевает многочисленные метаморфозы, подчас отдаляясь от того императива «созвучание», который дал название жанру жанров – симфонии.
Камерная музыка в процессе своей исторической эволюции вышла из стен салонов и дворцовых интерьеров на концертную эстраду. Наиболее распространенные жанры камерной музыки — струнные трио, квартет, квинтет, фортепианное трио, квартет, квинтет постоянно обогащались новыми составами. Камерные жанры — инструментальные и вокальные – становились благодатным полем для смелых творческих экспериментов. Как в прошлом, так и сегодня, камерные жанры остаются наиболее плодотворной и мобильной областью для разного рода творческих исканий – и с исторически сложившимися и с новыми формами музицирования, инструментальными составами, где проходят апробацию подчас радикальные опыты, расширяющие привычные преставления о том, что есть на самом деле музыка в ее чистом виде. Все явственнее заявляют о себе разного рода жанровые миксты, неожиданные соединения, казалось бы, несоединимого, поражающие слух принципиально новыми средствами – уже из области электроакустических и мультимедийных технологий и тотальной компьютеризации. Нередко соавтором композитора в такого рода исканиях становится исполнитель, подчас и тот и другой предстают в одном лице.
Камерно-симфоническое объединение возникло, практически, с основанием Союза советских композиторов (1932) как инструмент творческого общения между авторами. В начале его существования, когда Союз композиторов был незначителен по количественному составу, не требовалось разделения на жанровые секции или так называемые «комиссии»: новую музыку любых жанров – от симфонии до песни – с большим интересом приходили слушать все её создатели, в каком бы жанре они ни работали. Постепенно, когда численный состав Союза композиторов увеличивался, новые выпускники высших учебных музыкальных заведений становились новыми членами союза композиторов, и естественным образом возникло жанровое расслоение по интересам, появились различные жанровые секции, в том числе комиссия симфонической и камерной музыки (как её тогда называли), объединившая композиторов, создающих камерную и симфоническую музыку (инструментальную музыку для различных составов, вокальную музыку с инструментальным сопровождением, симфонические произведения и т.д.). Композиторы, входящие в это объединение, вполне успешно сочиняют произведения и в других жанровых категориях, например, музыку для театра и кино.
В разные годы комиссию камерной и симфонической музыки возглавляли народный артист России Ю.А.Левитин, народный артист СССР Б.А.Чайковский и заслуженный деятель искусств России Э.В.Денисов. На комиссии свои новые произведения показывали Д.Д.Шостакович (Соната для альта и фортепиано, струнный квартет №15, причем струнный квартет был исполнен Д.Д.Шостаковичем и М.С.Вайнбергом на рояле в четыре руки). Здесь же свои новые опусы на суд коллег представили такие корифеи отечественной музыки, как А.И.Хачатурян, А.Я.Эшпай, М.С.Вайнберг, Д.Б.Кабалевский, К.С.Хачатурян, Б.А.Чайковский, Э.А.Хагагортян, А.Г.Шнитке, С.А.Губайдулина, Э.В.Денисов, Г.С.Фрид, Н.И.Пейко, А.Г.Чугаев, А.А.Муравлев и многие, многие другие.
В 1990 году руководителем комиссии стал И.И.Голубев. По его инициативе комиссия стала называться Камерно-симфоническим объединением. В настоящее время объединение возглавляет композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Е.В.Кожевникова. Заведующая объединения – композитор С.Г.Леончик.
Как и каждое из жанровых подразделений Союза московских композиторов, Камерно-симфоническое объединение является творческой лабораторией: на её заседаниях происходит прослушивание новых, только что созданных сочинений, недавно исполненных или даже ещё не представленных публично (тогда новое произведение исполняется на фортепиано или воспроизводится с помощью компьютерной демо-записи, с обязательным приложением нот – клавиров или партитур). Члены объединения, которое включает в себя как молодых, только ещё начинающих авторов – недавних выпускников музыкальных вузов Москвы, так и композиторов разных поколений, лауреатов российских и международных композиторских конкурсов, народных и заслуженных артистов, заслуженных деятелей искусств, – слушают и в свободной, доброжелательной форме делятся своими впечатления от услышанных новых произведений. Коллектив объединения открытым голосованием рекомендует достойные произведения в программы фестивалей, концертов и прочих музыкальных мероприятиях.
Обычно на заседании объединения (заседания проходят регулярно, два раза в неделю в течение года в Малом зале Московского дома композиторов) представлены три или четыре автора. Однако достаточно часто такое заседание посвящается одному композитору. Такого рода творческий портрет позволяет наиболее полно представить творчество того или иного композитора.
|
 |
|