АССОЦИАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ

Ассоциация современной музыки, как и многие другие объединения 1920-х годов, просуществовала в новой России недолго, ее отделения – того меньше. Например, Ленинградская АСМ (ЛАСМ) начала функционировать в 1926 году, а уже в 1928 году прекратила свою деятельность: новый председатель Правления Ю.А.Шапорин вместе с секретарем организации М.С.Друскиным «соорудили протокол о “самороспуске”».
Известно, что АСМ объединила в своих рядах композиторов разного возраста и разных творческих устремлений – от приверженцев традиций до их ниспровергателей. Всех их сплачивали, прежде всего, высокая профессиональная культура, стремление к широкому охвату явлений современной жизни и их воплощению в произведениях разных жанров. Подчас именно старшие задавали тон. В Ассоциацию современной музыки входили выдающиеся отечественные композиторы – Дмитрий Шостакович, Николай Мясковский, Николай Рославец, Александр Мосолов, Владимир Щербачев, Борис Асафьев, Гавриил Попов, Дмитрий Кабалевский, Виссарион Шебалин, Владимир Дешевов и многие другие. Творческие устремления композиторов АСМ были основаны на поисках нового музыкального языка, техники, мышления, а главной своей целью Ассоциация ставила – цитируем ее манифест – «самое широкое ознакомление с новейшими музыкальными произведениями всех направлений, как СССР так и иностранных».
Устроение концертов камерной и симфонической музыки – было важным делом асмовцев. М.Штейнберг так писал о задачах АСМ: «Ассоциация современной музыки… ставит себе широкие культурные задачи, давая в своих концертах место самым разнообразным течениям, если только произведения носят…печать яркости и талантливости». И, действительно, в концертах АСМ звучали сочинения Скрябина и Прокофьева, Стравинского, Хиндемита, Шёнберга, Шостаковича, Шапорина, Стрельникова, Мосолова, Попова, Дешевова.
Жесткую борьбу с «современничеством» (так тогда именовали асмовское движение) вели представители так называемых «пролетарских» художественных объединений, и первой среди них была Российская Ассоциация пролетарских музыкантов, жанровыми приоритетами которой были массовые песни и марши. На позициях РАПМ’а к 30-м годам сформировалась государственная идеологическая доктрина, обвинившая всю новую музыку в формализме, отрицании традиций, преклонении перед Западом, пропаганде чуждого советскому народу буржуазного искусства.
1932 год – особая дата: волевым решением партии была прекращена деятельность объединений и ассоциаций и созданы творческие союзы, в том числе Союз композиторов. Однако наступление на тех, кто был в авангарде продолжалось, свидетельство тому – запрещение Первой симфонии Гавриила Попова (1935), печально известные статьи в «Правде», опубликованные в 1936 году и больно ударившие по Д.Шостаковичу.
Что дальше? Композиторы, попадавшие под прицельную партийную критику, искали и находили способы продолжать жить и писать музыку. Пример тому – Гавриил Попов, создавший шесть симфоний, три из которых написаны в конце 1940-х – 1960-х годов, Квартет-симфонию и мощную картину «Русь», раскрытую им в незавершенной опере «Александр Невский». О каждом из тех, кто попал в прицельный список «формалистов», можно многое рассказать. Скажем главное: они, конечно же, не могли до конца оправиться от нанесенных им «ударов», стали бояться, писать, обращаясь к эзопову языку, открывать для себя мир фольклора, тем самым вводя в новую реальность неофольклоризма, как, например, Александр Мосолов, который отошел от авангарда и переключился на фольклорную музыку. Николай Рославец был отправлен подымать узбекскую национальную школу, Адриан Шапошников – туркменскую, некоторые талантливые композиторы – Сабанеев, Шиллингер – выбрали эмиграцию.
Последующие десятилетия оказались самыми трагичными в истории советской музыки. Любое проявление нового, нетрадиционного жестоко подавлялось и каралось руководящим идеологическим аппаратом. Чтобы идеи АСМ’а более никогда не возродились, были предприняты все возможные драконовы меры. В 1948 году, на Первом Всесоюзном Съезде советских композиторов, было сказано: «АСМ был центром агрессивного формализма…», «АСМ’овцы стремились превратить советскую музыку в некую провинцию буржуазного модернизма…», «Теория и практика АСМ надолго задержали нормальное развитие советского искусства…». А в печально знаменитом Постановлении ЦК ВКПб «Об опере Мурадели “Великая дружба”» идеологический диктат расцвел еще более пышным цветом: под его лезвие попали не только Шостакович и Прокофьев, но и вовсе совсем «невинные» в модернизме композиторы, такие как А.Хачатурян, Шебалин, тот же Мурадели.

После столь массированного удара советская музыка вовсе утратила всякое стремление к чему-либо необычному, экспериментальному, и лишь только к концу 1950-х годов, практически в подполье, начала создаваться новая композиторская школа, приведшая впоследствии, через несколько десятилетий, к освобождению композиторской личности и вновь к самым передовым достижениям отечественной музыки на мировом уровне, в том числе и в сфере новаций и экспериментаторства. Это возрождение былых традиций авангарда было связано с именами признанных ныне во всем мире композиторов – А.Волконского, Э.Денисова, А.Шнитке, С.Губайдулиной, В.Сильвестрова, А.Пярта и ряда других композиторов. В 1970-х – 1980-х годах у этой школы появились убежденные последователи, активно включившиеся в поиски новых художественных средств и нового музыкального языка. Постепенно сформировалась деятельная группа молодых композиторов, которая в 1990 году провозгласила себя союзом единомышленников. Так второй раз в истории отечественной музыки прозвучало название «Ассоциация Современной Музыки», а этот союз единомышленников объявил себя преемником идей АСМ-1, получивший статус одного из подразделений Союза московских композиторов.
На первом собрании 23 января 1990 года была принята Декларация АСМ-2, разработаны и сформулированы принципы деятельности АСМ и определена ее общественная ориентация – члены АСМ представляли «левое» крыло Союза композиторов, находящееся в то время в оппозиции к Союзу композиторов СССР и его официальной идеологической доктрине. Среди основных задач, определенных в Декларации – пропаганда лучших творческих достижений композиторов объединения в стране и за рубежом; обмен информацией обо всех значительных явлениях в отечественной и зарубежной музыке; организация встреч, семинаров, конференций с композиторами из других городов и стран; составление программ филармонических концертов, различных смотров и фестивалей из произведений композиторов объединения; освещение деятельности объединения в печати, радио, телевидении.
Первоначально ядро АСМ составили 12 композиторов – А.Вустин, В.Екимовский, Ф.Караев, Ю.Каспаров, Н.Корндорф, В.Лобанов, А.Раскатов, Д.Смирнов, В.Тарнопольский, Е.Фирсова, В.Шуть; председателем был приглашен Э.Денисов. Со временем состав АСМ расширился, поскольку Устав объединения не предусматривал строго фиксированного членства – практически любой композитор, ориентированный в своем творчестве на активные творческие поиски, имел возможность принимать участие во всех акциях АСМ. За короткое время Ассоциация приобрела большую известность.
С самого начала своего существования Ассоциация стала подлинным центром российской современной музыки. В Москве и других городах страны АСМ регулярно устраивает концерты, где звучит отечественная и зарубежная музыка ХХ века и число которых ежегодно исчисляется десятками, а также принимает участие в различных фестивалях (Петербург, Екатеринбург, Томск, Казань и др.). По приглашению АСМ’а в Москву приезжали выдающиеся представители западного авангарда – П.Булез, К.Штокхаузен, Я.Ксенакис, А.Пуссер, Д.Куртаг и др. На счету АСМ организация большого количества международных проектов, в частности, «Страсти по поставангарду», проходившего в рамках Международного фестиваля современной музыки «Московская осень»,фестивалей «Музыка русского Зарубежья», Icebreaker, «К 10-летию АСМ» (2000, Грант Президента РФ – 2 симфонических и 4 камерных концерта со специально написанными сочинениями композиторами – членами АСМ).
Деятельность АСМ не остается незамеченной отечественными СМИ – московские радиостанции и телевизионные каналы охотно приглашают композиторов в свои студии, рассказывают об их творчестве и демонстрируют их музыку, а в периодической печати – газетах, журналах – можно встретить много интересных материалов, посвященных АСМ. Российские издательства «Композитор» и «Музыка» также обращают большое внимание на композиторов АСМ – их произведения постоянно печатаются, для этого была даже создана специальная рубрика «Ассоциация современной музыки».
По примеру московской АСМ в ряде городов России созданы свои региональные объединения – «Ассоциация современной музыки» в Петербурге (председатель Г. Фиртич), «Ассоциация новой музыки» в Ростове (руководитель М.Черных), «Мастерская новой музыки» в Екатеринбурге (руководитель О.Викторова).
Одним из важных достижений АСМ явилось образование в 1990 году собственного ансамбля (Московский Ансамбль Современной Музыки), созданного композитором Юрием Каспаровым. Ансамбль одним из первых прорвал информационный вакуум и представил на Западе новейшую российскую музыку, а у нас – творчество современных европейских авторов. Отличающийся высоким уровнем профессионализма коллектив завоевал мировую популярность: ведущие российские и зарубежные композиторы доверяли ему свои премьеры и посвящали новые произведения. Значительнее место в репертуаре ансамбля принадлежит музыке молодых отечественных и иностранных авторов.
На счету коллектива более 600 мировых и российских премьер,
принадлежащих композиторам разных поколений, 40 компакт-дисков, изданных ведущими звукозаписывающими фирмами России, Франции, Великобритании, Нидерландов, Японии. Ансамбль участвовал в международных фестивалях
и концертах современной музыки в 23 странах мира и 55 городах России.
В настоящее время деятельность АСМ успешно продолжается. Композиторы, входящие а Ассоциацию, постоянно участвуют в международном фестивале современной музыки «Московская осень». В 2010 году состоялся фестиваль «АСМ есть» при поддержке Департамента культуры г. Москвы, где в 10-ти концертах прозвучало более 50-ти новых сочинений «асмовских» композиторов.

Информация

    • С октября по май каждую вторую и четвертую среду проходят Заседания АСМ (Дом композиторов, Малый зал, 15.00), где показываются в записи и обсуждаются в свободной форме новые сочинения композиторов – членов и друзей АСМ.
    • Дополнительные сведения о композиторах АСМ можно получить на персональных сайтах В.Екимовского, Ф.Караева, В.Тарнопольского, и в Википедии – А.Вустина, В.Екимовского, Ф.Караева, Ю.Каспарова, Н.Корндорфа, А.Раскатова, С.Павленко, Д.Смирнова, В.Тарнопольского, Е.Фирсовой.

Литература

    • T.Porwoll. Assoziation zeitgenössischer Musik // Frankfurter Algemeine, 30.04.1990.
    • Декларация об учреждении композиторского объединения новая «Ассоциация Современной Музыки» или АСМ-2 // Московский композитор, май 1990.
    • Sowjetische Musik im Licht der Perestroika // Laaber, 1990.
    • V.Ekimovski. La nouvelle musique sovétique aux portes de la liberté // Inharmoniques no 7 – janviar 1991. Librairie Séquirer, IRCAM – Centre Geroges-Pompidou, p. 181.
    • В.Екимовский. Ассоциация Современной музыки // Мелодия. М., 1992, № 1-2, с. 21.
    • Ассоциация современной музыки [Буклет, сост. В.Коршунова] // Союз композиторов Москвы. М., 1992.
    • С.Савенко. Ассоциация современной музыки: второй опыт на русской почве // Музыка ХХ века. Московский форум: Материалы международных научных конференций. Научные труды Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, Сб. 25. М., 1999, с. 45.
    • «АСМ есть» [Буклет к фестивалю, посвященному 20-летию Ассоциации Современной Музыки] // М.: АСМ, 2010.

     

e-mail: victorekimovsky@yandex.ru (Виктор Екимовский, председатель АСМ с 1996 года).