Смотреть все фото к материалу

«Московская осень 2014» – 36-й фестиваль премьер

Концерт Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П.Осипова стал блестящим завершением XXXVI международного фестиваля современной музыки «Московская осень». В течение ноября месяца на сцене Большого зала Московского Дома композиторов выступали известные коллективы и солисты – многоопытные мастера и творческая молодежь, лауреаты международных конкурсов. Каждый концерт собирал заинтересованную современной музыкой публику (нередко сопровождался аншлагами) в обновленном после капитального ремонта зале, с соответствующей современным стандартам акустикой, что обеспечило Московскому Дому композиторов статус одного из лучших музыкальных центров столицы.
Учрежденный в 1979 году и ежегодно проводимый Союзом московских композиторов при содействии и финансовой поддержке Министерства культуры РФ, Департамента культуры города Москвы и Российского Авторского Общества, фестиваль «Московская осень» за свою без малого сорокалетнюю историю стал неотъемлемой частью духовной жизни одного из крупнейших центров мировой музыкальной культуры, где творили Чайковский и Танеев, Рахманинов и Скрябин, Шостакович и Прокофьев, Арам Хачатурян и Мясковский, Свиридов и Б.Чайковский, Шнитке и Денисов, городе, который всегда был средоточием ярких, крупных композиторских имен. Здесь рождались шедевры мировой музыки, отсюда распространялись самые неожиданные идеи и новаторские концепции, неизменно вызывающие интерес и восхищение как профессионалов, так и просвещенных любителей музыки. Не одно поколение московских композиторов вносило свой вклад в созидание отечественного культурного генофонда. И современные авторы, объединенные в Союз московских композиторов – одну из самых крупных в России творческих организаций, не только бережно хранят генофонд отечественной музыки, но и пополняют, обогащают его.
Эту глубокую связь поколений убедительно демонстрирует фестиваль «Московская осень». По уровню художественных достижений он не только может поспорить с анало-гичными вернисажами современной музыки, проводимыми по всему миру, но и превосходит их по многим параметрам. И дело не столько в протяженности фестиваля длиною в месяц, сколько во всеохватности его программ, включающих музыку практически всех концертных жанров. Благодаря своей открытости фестиваль воссоздает многоликую картину современной музыки, принадлежащей перу композиторов Москвы, городов России и их коллег из-за рубежа, позволяет охватить общий процесс современного музыкального творчества, суть которого заключена в синтезе, взаимодействии, во взаимопроникновении. В этом процессе, по правде говоря, нет ни ведущих, ни ведомых, ни главных, ни второстепенных. Сегодня, как признался В.Екимовский, адепт авангарда, руководитель действующей в составе Союза московских композиторов «Ассоциации современной музыки–2», «воевать практически уже не с кем». Словом, плюрализм и толерантность по отношению к разным (разнонаправленным) явлениям искусства и разным жанрам. Все это, как в зеркале, отражается в едином пространстве фестиваля «Московская осень», чьи звуковые пути равно направлены и в сторону традиции, и в сторону авангарда, свободно переплетаются в ландшафте постмодернизма, поражают воображение слушателей неожиданными эффектами, порожденными принципиально новыми технологиями – уже из области электроаку-стических, мультимедийных исканий и тотальной компьютеризации. Наконец, самая глав-ная задача фестиваля, его изначальный смысл – осуществить первое исполнение новых партитур, естественно, прежде всего московских композиторов, с помощью чутких, имеющих вкус к современной музыке исполнителей, открыть им дорогу в концертную жизнь, познакомить с ними слушателей, иными словами, довести процесс творчества до его логического завершения: до озвучивания композиторских идей, замыслов в разных формах – от камерно-инструментальных, вокальных и электроакустических опусов до симфоний, от хоров, духовой музыки и музыки для народных инструментов, песен до му-зыкально-сценических экспериментов, от фольклора до джазового музицирования.
Очередное логическое завершение этого творческого процесса состоялось на 36-й «Осени». Ее впечатляющий итог – 47 концертов, представивших сочинения более 250 композиторов Москвы, России и ряда зарубежных стран. При этом многожанровое и мно-гостилевое содержание «Московской осени» 2014 года, как и в прежние годы, это стало уже традицией, внутренне структурировано, складывается из самостоятельных творческих проектов и акций. Такой совместной акцией Союза композиторов и московского Департамента культуры стал концерт-открытие фестиваля под названием «Молодые композиторы и Симфонический оркестр Радио “Орфей”», проведенный в рамках проекта «Открытая сцена». С.Кондрашёв, известный дирижер, в обширном репертуаре которого достойное место занимает современная музыка, неоднократно выступал с премьерами молодых композиторов Москвы. И на этот раз в его программу вошли разные по содержанию партитуры Т.Шатковской-Айзенберг, и А.Музыченко, О.Евстратовой и Н.Мндоянца, К.Бодрова и А.Ананьева, а солистами выступили лауреаты международных конкурсов Н.Борисоглебский и Р.Замуруев. Существенно разнились между собой мультимедийные проекты ансамбля «Галерея актуальной музыки» (им руководит О.Пайбердин) «Польская анимация» и «Грани Севера», представленный ансамблем солистов «Студия новой музыки» и Центром электроакустической музыки Московской консерватории, который показался более органичным. И прежде всего потому, что трое молодых авторов — А.Наджаров, Н.Попов и А.Хубеев работали в непосредственном контакте с Э.Квинном – австралийским мультимедиа артистом, живущим в Италии. В результате три композиции для музыкантов с live-электроникой вошли в единый аудиовизуальный спектакль.
Привнесение элементов театральности в жанры, не связанные со сценическим дей-ствием, – довольно устойчивая тенденция в отечественной музыке с начала 1970-х годов. На волне этой тенденции в 1990-е годы возник Хоровой театра Бориса Певзнера, который разбудил творческую инициативу многих композиторов. В их числе оказался и Михаил Броннер. Специально для этого коллектива он создал «Простодушные песни» – концерт-действо для хора, аккордеона, фортепиано и ударных в 10 частях. В музыкальной интер-претации современного композитора тексты французских песен XV–XVIII веков, повест-вующие о Любви, Войне и Смерти, зазвучали особенно пронзительно, вызвав множество параллелей и ассоциаций. Из программ «Московской осени» можно еще отметить фраг-мент новой сценической композиции С.Жукова для фортепиано, народного голоса и «Мим-оркестра» А.Хасанова. Элементы театрализации содержатся в кантате А.Кулыгина «Из дома вышел человек» на известные стихи Д.Хармса или в десертной поэме для хора «Тирамису» А.Микиты. Новые сценические формы и приемы исполнения, призванные привлечь к современной академической музыке и мировой классике возможно более ши-рокую аудиторию, демонстрирует Государственная концертно-театральная капелла Моск-вы имени В.А.Судакова. Вокальный цикл «Коля-Колюша» (ласковые песни) В.Рубина, выдающегося мастера, отмечающего в этом году свое 90-летие, создателя нового жанра, именуемого «поэтическим театром», – это по существу моноопера на стихи Н.Долуханяна (сына известного композитора), в которых, по слову В.Рубина, «свой особый взгляд на мир: одновременно мудреца и ребенка».
Яркие исполнительские проекты представили Камерный хор Московской консерватории под управлением А.Соловьева, Государственный духовой оркестр России, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», проведший авторский концерт Е.Подгайца, Владимир Тонха и Московский виолончельный квартет, Московский форте-пианный квартет имени М.М.Ипполитова-Иванова, Академический Большой Концертный оркестр им. Ю.В.Силантьева (художественный руководитель и дирижер А.Клевицкий). Со стилистически разнообразной программой выступил международный дуэт «Россия-Норвегия», соединивший выдающихся музыкантов – виолончелиста А.Загоринского и пианиста Э.Стин-Ноклеберга.
Участие в «Московской осени» таких известных коллективов, как, помимо упомя-нутых, Государственный академический хор имени А.В.Свешникова под управлением Е.Волкова, с двумя масштабными программами, филармоническая хоровая капелла «Яро-славия» под управлением В.Контарева – яркое свидетельство расцвета хоровой музыки. Настоящий «бум» на ниве оркестров народных инструментов (сейчас в России насчитывается более 100! подобных коллективов при филармониях и музыкальных учебных заведениях) отозвался и в программах минувшей «Осени». На ней выступили три известных коллектива – Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П.Осипова, русский народный оркестр «Москва» и Академический оркестр русских народных инструментов им. Н.Н.Некрасова.
«Концерт-посвящение» – так назвал свою программу постоянный гость фестиваля – Симфонический оркестр Чувашской академической симфонической капеллы под управлением М.Яклашкина. Она включила впечатляющие образцы блистательного оркестрового мастерства А.Эшпая – Прелюд памяти Е.К.Голубева и Эскиз, а также «Музыкальное приношение Н.Я.Мясковскому» В.Агафонникова. Подобные «посвящения», «знаки памяти» крупным фигурам в отечественной музыке, образно говоря, прослаивали программы фестиваля. Сводный коллектив Академии хорового искусства исполнил Хоровой концерт А.Шнитке на стихи Г.Нарекаци, тем самым почтив память и композитора и дирижера, чье имя присвоено академии (к 80-летию со дня рождения каждого). Театр ударных Марка Пекарского представил программу «К 85-летию со дня рождения Э.Денисова». Концерт электроакустической музыки был посвящен 100-летию со дня рождения Е.А.Мурзина – создателя оптического синтезатора звука АНС. Концерт памяти Владислава Казенина и программа «Шедевры старого джаза, любимые мелодии и ритмы великого свинга» при участии Биг-бэнда «Орфей» (главный дирижер И.Кантюков) и «Академик-бэнда» РАМ им. Гнесиных (главный дирижер А.Кролл) – из этого же ряда посвящений.
Сегодня мы не мыслим фестиваля «Московская осень» без участия в нем известных коллективов и солистов — истинных друзей современной музыки, обеспечивающих успех многим премьерам. К уже названным выше добавим Московский государственный симфонический оркестр для детей и юношества под управлением Д.Орлова, вместе с которым успешно солировал в «Юношеском концерте» И.Голубева талантливый пианист Е.Евграфов, Камерный оркестр «Времена года» и его дирижера В.Булахова, Московский ансамбль современной музыки, ансамбли «ХХ век» и «Свобода звука», ансамбль гусляров «Купина», а также выдающихся солистов – М.Горобцова, Т.Куинджи, М.Секию, А.Гицбу, Э.Теплухину, О.Танцова...
Совершенно очевидно, что каждая «Московская осень» становится важной, рубеж-ной, во многих отношениях, главой – сегодня этих глав уже 36 – в масштабной летописи не только международного фестиваля современной музыки, но шире – истории Союз мос-ковских композиторов, со времени его учреждения в 1932 году. Как живая хроника музы-кальных событий, происходящих в творчестве композиторов не только Москвы, России, но и ближнего и дальнего Зарубежья, он предоставляет как профессионалам, так и слуша-телям богатейший, если не сказать, уникальный материал для размышлений, дискуссий, какого не может дать ни один из существующих в мире самых авторитетных фестивалей современного искусства.

Алла Григорьева
Фото к статье Сергея Родионова и Юриса Вулиса