Виктор Абрамович ЦУККЕРМАН

Цуккерман Виктор Абрамович (1903, Браилов, ныне Винницкой обл. — 1988, Москва), музыковед, доктор искусствоведения (1958), профессор, член Союза композиторов, заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Награжден Орденом Трудового Красного знамени (1947), Орденом Ленина (1953).
В 1920–1923 учился на химическом факультете Киевского политехнического института. В 1925 окончил Киевскую консерваторию по классу фортепиано у Г.М.Когана (учился также у Б.Л.Яворского, Ф.М.Блуменфельца). Музыкально-теоретические предметы изучал у Б.Л.Яворского, Б.Н.Лятошинского, А.А.Альшванга. В 1923–1926 преподавал музыкально-теоретические предметы в Киевской консерватории, с 1926 — в Московской консерватории (с 1939 — профессор). Вёл также активную деятельность в Союзе композиторов СССР.
Среди учеников — З.А.Апетян, В.П.Бобровский, Н.И.Виеру, Г.Л.Головинский, Г.В.Григорьева, В.И.Зак, И.В.Лаврентьева, М.И.Ройтерштейн, О.В.Соколов, Ю.Н.Хохлов, В.М.Цендровский. В.Цуккерман вместе с Л.А.Мазелем явился основоположником метода комплексного анализа музыкальных произв. В своих трудах разработал метод анализа, охватывающий средства выражения музыки в их взаимодействии. Ряд работ Цуккермана посвящён морфологическим и историческим исследованиям музыкальных структур и конструктивных закономерностей музыкальных форм, а также стиля русских и зарубежных классиков. Автор учебника «Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм» (совм. с Мазелем. Ч. 1, 1967). Автор музыкальных произведений.

ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Теория ладового ритма и ее применение // Пролетарский музыкант, 1929, № 7–8;
О сюжете и музыкальном языке оперы-былины «Садко» // Советская музыка, 1933, № 3;
«Туркмения» Б.Шехтера // Советская музыка, 1936, № 4;
Римский-Корсаков и народная песня // Советская музыка, 1938, № 10–11;
Несколько мыслей о советской опере // Советская музыка, 1940, № 12;
Произведения для духового оркестра, в сб.: Очерки советского музыкального творчества. Т. 1. — М.–Л., 1947;
Любимые музыкальные произведения В.И.Ленина (совм. с А.А.Альшвангом) // Советская музыка, 1949, № 1;
«Молдавская сюита» Н.Пейко // Советская музыка, 1951, № 11;
О теоретическом музыкознании // Советская музыка, 1956, № 4;
«Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. — М., 1957;
Заметки о музыкальном языке Шопена, в сб.: Фридерик Шопен. — М., 1960;
Не упрощать проблему // Советская музыка, 1963, № 3;
De l'emploi des genres et des formes dans l'oeuvre de Chopin, в кн.: The book of the 1st International musicological congress… — Warsz., 1960, Warsz., 1963;
Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. — М., 1964;
Незабываемые годы, в сб.: Б.Яворский. Воспоминания, статьи и письма. Т. 1. — М., 1964;
Яворский — теоретик, , в сб.: Б.Яворский. Воспоминания, статьи и письма. 2-е изд., 1972;
Теория музыки и педагогика в деятельности А.А.Альшванга, в кн.: Альшванг А.А., Избранные сочинения в двух томах. Т. 1. — М., 1964;
Жемчужина русской лирики [об Adagio sostenuto из 2-го концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова] // Советская музыка, 1965, № 1;
«Варшавская осень» 1965 года // Советская музыка, 1966, № 1;
Die Beethovensche Dynamik in ihren strukturellen und formbildenden Erscheinungen, в кн.: Bericht über den internationalen Beethoven-Кongress, В., 1970 (на рус. яз. в сб.: Бетховен. Вып. 2. — М., 1972);
Виды целостного анализа // Советская музыка, 1967, № 4;
Музыкально-теоретические очерки и этюды. Т. 1–2. — М., 1970–1975;
Выразительные средства лирики Чайковского. — М., 1971;
Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма. — М., 1974;
Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. — М., 1980;
Анализ музыкальных произведений: Сложные формы. — М., 1984;
Соната си-минор Листа. — М., 1984;
Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии. Ч. 1, 2. — М., 1988, 1990.

ЛИТЕРАТУРА

Богатырев С. Ценное исследование // Советская музыка, 1957, № 8;
Житомирский Д. Книга о Чайковском // Советская музыка, 1973, № 6;
Мазель Л. В.А.Цуккерман и проблемы анализа музыки, в сб.: О музыке. Проблемы анализа (К 70-летию со дня рождения В.Цуккермана). — М., 1974;
Бобровский В., Головинский Г. В.А.Цуккерман — педагог, в сб.: О музыке. Проблемы анализа (К 70-летию со дня рождения В.Цуккермана). — М., 1974;
В.А.Цуккерман: музыкант, ученый, человек, в сб. ст. — М., 1994.