Даниэль Владимирович ЖИТОМИРСКИЙ

(1906, Павлоград Екатеринославской губ. – 1992, Москва).
Музыковед, доктор искусствоведения (1968), музыкальный критик и педагог, член Союза композиторов СССР со дня его основания (1932).
Происходил из богатой еврейской семьи, разорившейся к началу XX века. Отец его был присяжным поверенным, вместе с братом создал газету «Черкасские отклики». Житомирский учился в Харьковской Народной консерватории (класс фортепиано М.Г.Пильстрема, класс теории музыки С.С.Богатырева). В 1931 окончил историко-теоретическое отделение Высшей музыкальной школы имени Ф.Кона (так именовалась в те годы Московская консерватория, класс проф. М.В.Иванова-Борецкого), занимался также по композиции у Н.С.Жиляева.
В годы учебы был активным членом ПРОКОЛЛА и РАПМа, в 1927 — заведующий музыкальной частью драмколлектива транспортных рабочих. 1929–1932 — сотрудник редакций журналов «Пролетарский музыкант» и «За пролетарскую музыку», в 1933–1935 — «Музыкальная самодеятельность» (редактор-организатор), в 1937 — газета «Музыка», в 1940–1941 — «Советское искусство».
В зрелые годы Житомирский решительно разошелся с рапмовцами — В.А.Белым и Л.Н.Лебединским. С 1931 — преподаватель, с 1936 — доцент Московской консерватории. В начале Великой Отечественной войны был призван в Московское ополчение, затем направлен в газету «Советская культура». В 1941–1943 — доцент Уральской консерватории им.М.П.Мусоргского. С 1943–1948 преподавал в Московской консерватории. В связи с Постановлением ЦК ВКП(б) 1948 года об опере «Великая дружба» В.И.Мурадели приказом №159 от 26 марта вместе с Д.Д.Шостаковичем и В.Я.Шебалиным был освобожден от занимаемой должности (все попытки Житомирского получить работу в Московской консерватории и ГМПИ им.Гнесиных в дальнейшем оказались безрезультатными).
В 1949–1953 преподавал в Бакинской консерватории. В 1954–1955 — музыкальный редактор Московской филармонии. В 1955–1970 — доцент и заведующий кафедрой истории музыки Горьковской консерватории. Среди учеников — Б.Егорова, Т.Левая, О.Лосева, И.Мартынов, Н.Серёгина, Т.Щербакова, Б.Ярустовский и др.
В 1965–1986 — старший научный сотрудник и сотрудник-консультант Института истории искусств АН СССР (с 1977 ВНИИ искусствознания Министерствава культуры СССР, с 1992 ГИИ).
Автор свыше 400 работ, в том числе монографий, статей, опубликованных в различных периодических изданиях. Автор глав об А.Г.Рубинштейне и П.И.Чайковском в книге «История русской музыки» под ред. М.С.Пекелиса (Т.2. М., 1940).

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ

Симфоническое творчество Чайковского. – М., 1936.
Композиторы конца XIX и начала XX века. – М., 1945 (серия «Русская классическая музыка. Московская филармония»); 2-е изд., перераб. и доп. 1960.
Дмитрий Шостакович. – М., 1947.
Песенное и хоровое творчество советских композиторов. Вып.I (20-е годы). – М., 1949.
Балеты П.Чайковского. «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». – М.-Л., 1950; 2-е изд., перераб. 1957.
Чайковский. «Манфред», симфония в четырех картинах (по Байрону). – М., 1954.
И.С.Бах «Страсти по Иоанну». – М., 1954.
М.П.Мусоргский. «Картинки с выставки». – М., 1955.
Роберт Шуман. – М., 1955; 2-е изд., испр. и доп. 1960.
Из истории песен («Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Красное знамя», «Беснуйтесь, тираны»). – М., 1960.
Идеи и высказывания А.Д.Кастальского // А.Д.Кастальский. Статьи, воспоминания, материалы. – М., 1960.
Русские композиторы конца XIX – начала XX века. – М., 1960.
Роберт и Клара Шуман в России. С приложением фрагментов из русского путевого дневника Клары Шуман. – М., 1962.
Из прошлого русской революционной песни. Очерки. – М., 1963.
Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. – М., 1964.
В.В.Яковлев. Очерк жизни и деятельности // В.В.Яковлев. Избр. труды о музыке. Т.1. – М., 1964.
Письма Шумана. Т.1–2. – М., 1970, 1982 (сост., ред., вступ. статья).
К изучению западноевропейской музыки ХХ века // Современное западное искусство. – М., 1971.
Роберт Шуман. О музыке и музыкантах. Собр. статей в 2 тт. Т.1. – М., 1975.
Музыкальный «авангард» в раздумье о своих путях // Современное буржуазное искусство. – М., 1975.
А.Н.Скрябин // Музыка ХХ века. Ч.1. Кн.2. – М., 1977.
Искусство и массы в современном буржуазном обществе / Ред.-сост. Д.В.Житомирский, авт. предисловия Д.Житомирский, Г.Недошивин. – М., 1979.
О музыке. Избр. статьи. – М., 1981.
Гофман и музыкальный театр // Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. – М., 1982.
Миражи музыкального прогресса (в соавт. с О.Леонтьевой) // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып.4. – М., 1983.
Н.С.Жиляев (вступ. статья) // Литературно-музыкальное наследие Н.С.Жиляева. – М., 1984.
Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны (в соавт. с О.Т.Леонтьевой, К.Г.Мяло). – М., 1989.
Роберт Шуман (уточн. и сокр. переизд. монографии 1964). – М., 2000.
Daniel Shitomirski. Blindheit als Schutzvor der Wahrheit. – Berlin, 1996.

Международная премия им.Р.Шумана (Цвиккау, 1966) за монографию «Роберт Шуман».