Екатерина Михайловна ТАРАКАНОВА

Музыковед, кандидат искусствоведения (1991), старший научный сотрудник сектора Современного искусства Запада Государственного института искусствознания, преподаватель Института современного искусства, член Союза композиторов России, Центрального дома ученых, Центрального совета Межрегиональной общественной организации «Гильдия музыковедов», Московского музыкального общества. Родилась в Москве.

Образование: Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского (1986), аспирантура ВНИИ искусствознания (1990, научный руководитель – доктор искусствоведения И.В.Нестьев). Кандидатская диссертация: Инструментальное творчество Альбана Берга и эволюция принципа программности в музыке ХХ века.
Медаль «За трудовое отличие» (1986). Благодарность VI Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» за вклад в фестивальное движение и популяризацию традиционных для России православных семейных ценностей (2009).

Сфера научных интересов – музыкальное искусство ХХ века, философская проблематика музыкально-исторического процесса, музыкальный театр.

Организатор международных научных конференций: Фоносфера – человек – сообщество. Памяти М.Е.Тараканова (1998, 2003, 2008).
Ответственный редактор-составитель сборников: М.Е.Тараканов: человек и фоносфера. СПб., 2003; Звуковая среда современности. Сб. ст. памяти М.Е.Тараканова (1928–1996). М., 2012.
Член редколлегии Энциклопедического словаря экспрессионизма (М., 2008).

СПИСОК РАБОТ

Картина мира в музыке ХХ века. М., 2010.

Статьи о музыке в Энциклопедическом словаре сюрреализма (М., 2007) и Энциклопедическом словаре экспрессионизма (М., 2008).
Статья: Тараканов Михаил Евгеньевич // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006: Библиографический энциклопедический словарь. М., 2007.

Статьи в сборниках:
«Путешествие» по спирали (метафизика программной музыки) // Московский музыковед. Ежегодник. Вып.1. М., 1990.
Работа со старинной моделью (А.Шнитке. Concerto grosso №1) // Музыка России. Вып.9. М., 1991.
Вена как центр современной музыкальной культуры // Современные творческие процессы и пути европейской культурной интеграции. М., 1996.
Поэтика авангарда ХХ века и музыка: Опыт фиксации в справочно-энциклопедических изданиях // Превратности выбора. Антологии и словари в практике сюрреализма и авангарда. Сюрреализм и авангард в антологиях и словарях. М., 2004.
Числовая символика в музыке Альбана Берга // Число в искусстве и науке. М., 2007;
Музыкальное произведение как «вещь в себе» и «вещь для нас» (на примере сочинений Альбана Берга) // Символы, коды, знаки. М., 2008;
Метаморфозы оперного синтеза: «Пиковая дама» Юрия Любимова, «Трагедия Кармен» Питера Брука // Западное искусство. ХХ век. М., 2010;
Некоторые аспекты межличностных коммуникаций музыкального процесса (модель «учитель – ученик») // Коммуникации в искусстве и науке. М., 2010;
Некоторые вопросы музыковедческой методологии // Методология в искусстве и науке. М., 2010;
Музыкальная «коммуникабельность»: взгляд на Новую венскую школу. Система коммуникативных триад // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия. М., 2010;
Диалектика музыкально-исторического процесса // Философия искусства и науки. М., 2011;
Фоносфера и ноосфера: бытие, познание, творчество // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия. М., 2012;
Проблема аутентичной интерпретации музыки прошлого // Музыкально-исполнительское искусство и научное знание: параллели и взаимодействия. М., 2012;
Предмет «история музыки» и формирование целостного мировоззрения // Концепции образования в искусстве и науке. М., 2012;
Творческий путь М.Е.Тараканова // Звуковая среда современности. М., 2012; Концепция фоносферы на рубеже тысячелетий // Там же.
Загадочное число «32» (23): Букстехуде, Бах, Бетховен, Брамс, Берг // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. М., 2013 и др.

Статьи в периодике:
Другу и Учителю. Открытое письмо Альбана Берга Арнольду Шёнбергу / вступительная статья, перевод, публикация и примечания // Музыкальная академия, 1994, №1;
Неизвестный автограф Б.В.Асафьева // Музыкальная академия, 2012 (1) и др.

Подготовка к изданию некоторых рукописей М.Е. Тараканова:
Музыка и политика; Музыка в нестабильном обществе; Звуковая среда современности; Сюжетные лейтмотивы в оперном жанре: попытка классификации; Музыкальное пространство и звуковая среда обитания в СССР; Ожидание. (Авторский синопсис и фрагменты романа).