Владимир Ильич РУБИН

Рубин Владимир Ильич (5 августа 1924, Москва — 27 октября 2019, Москва) — композитор, философ, поэт. Патриарх отечественной музыки, старейшина Московской композиторской школы, народный артист России, лауреат Государственной премии России им.Глинки, лауреат Премии Москвы. Маститый автор 6 опер, 9 ораторий, вокально-симфонических, хоровых и камерно-вокальных циклов, музыки для кино, театра и телевидения. Его яркий, живописный и многоплановый талант был устремлен к высокой простоте и ясности, к философскому осмыслению времени и вечности, добра и зла, к раскрытию трагической противоречивости мира и места человека в нем, его неодолимой тяги к высшей гармонии и свету. «Владимир Рубин, — как отозвался о нем близкий друг и единомышленник, выдающийся дирижер современности Владимир Федосеев, — безусловно занимает место в ряду крупнейших фигур музыкальной культуры последнего полувека, композитор с глубоким, сложным внутренним миром, питаемый высокими русскими традициями. Его сочинения являются одним из немногих “точек опоры” истинного в музыке».

Сын врачей, В.Рубин избрал иную — творческую стезю. В 1949 г. окончил Московскую консерваторию, где получил музыкальное образование у замечательных педагогов: Александра Гольденвейзера (соученика и друга С. Рахманинова и А.Скрябина), обласканного доверительной дружбой с Львом Толстым, Павла Ламма – редактора и открывателя подлинного М. Мусоргского, Александра Гедике — прекрасного органиста, Марии Неменовой-Лунц — любимой ученицы Скрябина, Николая Пейко, композитора, и многих других выдающихся мастеров. Первая опера «Три толстяка» по сказке Ю.Олеши (либретто С.Богомазова), написанная в 1956 г., принесла первый заслуженный успех. О встрече и знакомстве с музыкой в авторском исполнении Юрий Олеша писал: «С этим молодым человеком нельзя было вести себя иначе, как радостно. Это была радость, рождающаяся в результате оживления, усиления всех наших чувств, которая охватывает, когда нам выпадает счастье увидеть перед собой носителя таланта. Этот милый талантливый юноша, подумал я, вдруг вдохновился моим созданием, отдал труд и горение на то, чтобы воспроизвести его в ином виде. Я почувствовал к нему благодарность, и одновременно меня охватило чувство неловкости….
Передо мной вырастало творение, в котором участвовали те же персонажи, но если можно так выразиться, прекрасно чужие для меня. Отсюда и рождалась их новизна, позволявшая мне без какого-нибудь укора восхищаться ими. А что стало с чувством благодарности и неловкости? Они исчезли… Вместо чувства благодарности и неловкости я стал испытывать чувство гордости: Как хорошо, — подумал я, — что именно мое произведение вдохновило такого артиста».
В 1969 г. была написана музыкальная трагедия «Июльское воскресенье». Севастополь, год 1942» (автором либретто, как и во всех последующих операх, выступил сам композитор): «…можно сказать, что это бесценный памятник эпохи. Музыка эта создана для храма, а храм этот — вся Россия: с лазурным куполом небес, с неоглядным раздольем полей и лесов своих, с иконостасом, где запечатлены лики и деяния лучших “сынов ее”, с приходом, имя которому народ». Процитированное высказывание принадлежит Александру Тевосяну, который на протяжении многих десятилетий был свидетелем творческого восхождения композитора. Автор книг и статей о Рубине прозорливо отметил одно из главных свойств композиторской индивидуальности: «Рубину в высшей степени свойственно “чувство пути”, которое является, по словам А.Блока, главным признаком того, что данный художник не есть величина случайная и временная. Для него характерно стремление к высокой простоте и ясности, возвышенность и чистота убеждений, цельность творческого мышления. Отсюда постоянное обращение к вечным темам жизни и смерти, напряженный поиск гармонии и красоты и красоты грез, преодоление трагических, апокалипсических жизненных коллизий. Одно из центральных мест в творчестве Рубина занял созданный им “поэтический театр”. Он открыл новое направление в развитии современного искусства, обозначил яркую веху в музыкально-историческом процессе и занял важное место в нем». Яркие образцы «поэтического театра» Рубина — «Три толстяка», комическая опера, «Июльское воскресение, музыкальная трагедия, «Крылатый всадник»,опера по мотивам поэзии Ф.Гарсиа Лорки, «Каштанка», опера по повести Чехова, «Ночные видения (Сцены из гусарской жизни)», моноопера на слова Д.Давыдова, «Альбом Алисы», моноопера по мотивам произведений Л.Кэрролла и стихов Гёте, Мура, Джойса, Мандельштама, Блока. «“Поэтический театр” Рубина, глубоко прав Г.В.Свиридов, – явление уникальное по своей оригинальности, глубине и красоте. Он ждет своего часа, своей счастливой театральной судьбы. В 2007 г. В. Рубин завершил работу над очередным крупным сочинением – вокально-симфоническим циклом «Ангел хранитель, 12 видений грозного века» на стихи Блока, Мандельштама, Набокова, Брехта, Твардовского, Бараташвили, Церетели в переводе Пастернака. Из последних крупных работ — мистерия-исповедь «Мой Китеж» в 2-х частях и 9 сценах на слова Державина, Пушкина, Блока, Мандельштама, Твардовского, Солженицына, Г.Иванова и М.Петровых (либретто автора)...
В.Рубин был великолепным знатоком русской, и не только русской, поэзии, вообще литературы как поэтической стихии. М.Булгаков, А.Твардовский, Б.Пастернак, Н. Тряпкин, К. Кулиев... Среди самых родных для него писателей — А.Платонов, чья военная проза стала основой либретто оперы «Июльское воскресенье. Севастополь, год 1942», И. Бунин (на его стихи написана оратория «Аленушкины сказки»); Н.Рубцов, В.Луговской и Н.Заболоцкий — все они живут в музыке Рубина, его хоровых полотнах своей таинственной — и при этом самостоятельной — жизнью.
Среди друзей и единомышленников композитора — Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский, Мечислав Вайнберг, Револь Бунин, Отар Тактакишвили, Лазарь Сарьян, Валерий Гаврилин... Многолетняя сердечная дружба связывала Рубина с Г.В.Свиридовым.
Среди исполнителей музыки Рубина и со-творцов его премьер — Александр Юрлов и руководимая им Республиканская государственная академическая хоровая капелла, теперь носящая его имя, Владимир Минин и его Московский камерный хор, Владимир Федосеев и Большой симфонической оркестр им. П.И.Чайковского, Виктор Попов и руководимый им хор Академии, представившие на сцене Большого зала Московской консерватории одно из самых неожиданных по замыслу, могуче проникновенных и дерзких рубинских созданий —пятичастную ораторию «Песнь восхождения» — покаянные псалмы для смешанного хора и органа на канонические тексты. Многолетняя творческая дружба связывала Рубина с детским хором «Весна» — ещё с 70-х годов прошлого столетия, когда коллектив под руководством А.С.Пономарева впервые исполнил «10 хоровых поэм на стихи русских поэтов». Хор подготовил новую редакцию цикла «Весеннее преображение» — хоровые игрища с использованием элементов театрализации, звуков птичьего гомона и различных музыкальных инструментов, напоминающих языческие картины призыва Весны. В репертуар этого коллектива вошла кантата «Свет незакатный» на стихи И.Бунина, О.Мандельштама и на канонический молитвенный текст. Здесь надо назвать и Камерный музыкальный театр им.Б.А.Покровского, Детский музыкальный театра им. Н.И.Сац, Новосибирскую оперу, а также выдающихся певцов А.Ведерникова, Г.Писаренко, Т.Куинджи, пианиста М.Аркадьева...
Творчеству В.Рубина посвящены монография А.Тевосяна «Композитор Владимир Рубин, Материалы и исследования» (М.,1989) и солидный том исследований, статей и воспоминаний «Музыкально-поэтические горизонты: Владимир Рубин — композитор, философ, поэт» (М., 2012), статьи Г.Свиридова, А.Тевосяна, М.Аркадьева, А.Золотова, Ю.Паисова, А.Петрова, а также статьи самого В.Рубина и беседы с композитором. «Много было сказано о вдохновении: один говорил, надо писать каждый день, другой говорил, что надо писать минуты, но зато от всей души, а третий говорил, что вдохновение не приходит к ленивым… Все это слова. На самом деле, это великое таинство жизни души — это способ ее выхода: можно краской, можно словом, можно звуком. Это выход, надо только верить, что душа есть – надо в неё верить… нет, совсем не верить – надо её иметь…» — Владимир Рубин.

СОЧИНЕНИЯ В.И.РУБИНА

Оперы
• «Три толстяка», комическая опера (либретто  Сергея Богомазова) по роману-сказке  Юрия Олеши (1956; 2-я ред. 1966)
• «Июльское воскресенье (Севастополь, год 1942)», музыкальная трагедия; либретто В.Рубина; использованы проза Л.Толстого, А.Платонова, стихи А.Твардовского, тексты народных причитаний, заклинаний, частушек, подлинные письма погибших (1970)
• «Крылатый всадник» (либретто В.Рубина и С.Богомазова) по мотивам поэзии Ф. Гарсиа Лорки (посвящается «Моей жене Марии»; 1980)
• «Каштанка» (либретто В.Рубина) по повести А.П.Чехова (1987)
• «Сцены из гусарской жизни» («Ночные видения»), моноопера для баса, скрипки, виолончели и фортепиано по мотивам поэзии Дениса Давыдова (1987)
• «Альбом Алисы», моноопера-мадригал для сопрано и камерного оркестра (либретто В.Рубина) по мотивам произведений Л.Кэррола, стихи В.Гёте, Т.Мура, Д.Джойса, О.Мандельштама, А.Блока (2003)

Оратории
• «Песни ветровые» (стихи А.Блока; посвящается моей матери; 1960)
• «Сны революции» (стихи В.Луговского; 1964)
• «Вечерние песни» (стихи советских поэтов; посвящается памяти друга; 1974)
• «Сказание про бабу Катерину и сына её Георгия» (слова народные; посвящается В.Минину; 1976)
• «Алёнушкины сказки» (слова И. Бунина) (1983)
• «Песни любви и смерти» (стихи И.Бунина, В.Ходасевича, В.Набокова, Б.Пастернака и канонические тексты)
• «Светлое Воскресение», литургические песнопения (1988)
• «Песнь Восхождения», покаянные псалмы на канонические тексты (1998)
• «Будь милостив» (слова Н.Гоголя, Е.Баратынского, А.Блока, В.Ходасевича, А.Платонова, Н.Заболоцкого, русских солдатских песен, а также из литургической поэзии; 2010)
• «Мой Китеж», мистерия-исповедь для хора, двух солистов и оркестра; на слова поэтов от Г.Державина до Г.Иванова (2014)

Кантаты
•«Простые песни» (стихи М.Карима; 1981)
•«Весна в лесу» (стихи Н.Заболоцкого; 1982–1984)
•«Свет незакатный (2015)
•«Весеннее преображение» (2016)

Другие сочинения
• Вокальный цикл на стихи А.Пушкина (1950–1951)
• «Детский альбом» для фортепиано (1962)
• «Маленькая кантата» для меццо-сопрано и фортепиано на стихи А.Блока (1971)
• 7 песен на слова М.Лермонтова (1976)
• «Звезда Рождества», концерт для сопрано, хора, арфы и флейты (часть 2-я — на слова Б.Пастернака; 1979)
• Концерт для смешанного хора на слова  И.Бунина (1988)
• «Ангел Хранитель (12 видений грозного века)», вокально-симфонический цикл на стихи Н.Бараташвили, А.Церетели, Б.Брехта, А.Блока, О.Мандельштама, В.Набокова, А.Твардовского (2007)
• 4 женских лика для голоса и фортепиано (2004)
• 10 поэм для юношеского хора a cappella (среди них «По буквари», слова Н.Некрасова) и др.
• «Скорбные песни», маленькая кантата для сопрано и фортепиано на стихи Ф.Тютчева, А.Ахматовой, А.Тарковского, Е.Рубиной, М.Петровых (2012)
• «Литургический триптих» для оркестра (2012)
• «Коля-Колюшка», вокальный цикл (2016)
• «Когда для смертного умолкнет шумный день…» (сокровенный разговор на сон грядущий) (2017)
• Музыка для кино и театра, а также к радиопостановкам

Награды
Государственная премия РСФСР имени М.И. линки (1972) — за ораторию «Июльское воскресенье»
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977)
Народный артист РФ (1995)
Лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства (1997)
Орден Почёта (2004)