Михаэль Иосифович РОЙТЕРШТЕЙН

Родился 22 ноября 1925 г. в Москве. Композитор, музыковед.
Кандидат искусствоведения (1970). Профессор (1989).
Окончил Музыкальное училище при Московской государственной консерватории (1946–1948). Преподаватели – Е.О.Месснер, Г.С.Фрид (композиция). Затем – Московскую государственную консерваторию (1948–1953): Н.П.Раков, М.И.Чулаки (композиция), В.А.Цуккерман (теория музыки).
В 1953–1957 учился в аспирантуре (там же; В.А.Цуккерман).

НАГРАДЫ

Орден Отечественной войны II степени (1985).
Заслуженный деятель искусств РФ (1996).
Золотая медаль Союза московских композиторов (2010).

СОЧИНЕНИЯ

опера «Бунт» (либр. Д.Голубкова и собств., 1953);
для симфонического оркестра Симфония (1955), Симфоническая поэма «Звезда» (по Э.Казакевичу, 1949);
для ф-но и симфонического оркестра Concerto piccolo (1979);
для скрипки и симфонического оркестра Рапсодия Чешские песни (1952);
для ф-но и струнного оркестра Маленькая увертюра (1969);
для гобоя и струнного оркестра Элегия (1984);
для ансамбля скрипачей и ф-но Дифирамб (1970), Романс памяти Рахманинова (1973);
для скрипки, виолончели и ф-но детские трио Курочка Ряба (1967) и Колобок (1970);
для скрипки и ф-но Колыбельная и Шуточная (1972), «Привет!» (1999);
для виолончели и ф-но Литовская рапсодия (1992);
для флейты и ф-но Сонатина (1986), Мойдодыр (7 музыкальных картинок к сказке К.Чуковского, 2009);
для 2-х флейт Повздорили и Помирились (2012);
для 2-х кларнетов Старинные немецкие песни (6 пьес, 1990);
для саксофона и ф-но Юмореска (2010);
для тубы и ф-но Концертная сонатина (1986, 2-я ред. 2012);
для ф-но в 4 руки Венок моравских напевов (1967), Арабская мелодия (1970), Приснившийся танец (1993), Восемь пьес из «Маленького альбома» (2006);
для ф-но Сонатины: I (1940, 2-я ред. 2000), II (1947, 2-я ред. 1994), III (1949, 2-я ред. 1998), IV (1955), V (1972), VI (1974), VII (1987), VIII (1989), IX (1996);
циклы
Деревенские странички (1966),
Летняя тетрадь (1972),
13 этюдов (1974),
Мы были в цирке (1980),
Моя первая музыка («Антошкин альбом», 2009);
Старинная сказка (1970),
Скерцо (1971),
Часы (1973),
Пассакалья (1976),
Прелюдия и Фуга (1977),
Цветок на могилу Шопена (1981),
Рондино (1982),
Превращения песенки (1985),
Короткие вариации на тему Сергея Слонимского (1990),
Ступеньки (1991), Грустная песенка (1993),
Три старинных танца (Менуэт, Гавот, Жига, 1999),
Три не очень старинных танца (Вальс, Мазурка, Полька, 1999),
Три не очень новых танца (Рэгтайм, Бостон, Шимми, 2002),
Утренняя пробежка (этюд, 2007),
Постлюдия памяти Н.А.Долматова (2007),
Вспоминая Шитте (этюд, 2010),
Ёжик-этюд (2011),
Этюд-вариация (2012),
Кадриль школьная (2012);
для баяна Маленький альбом (11 пьес, 1979);
для голоса и ф-но:
Путь солдата (сл. П.Воронько, 1953),
Двенадцать хокку (пер. В.Марковой, 1960),
Игрушки (сл. А.Барто, 1962),
Димкины песенки (сл. И.Токмаковой, 1965),
Пять песенок на тексты из шотландской нар. поэзии (пер. И.Токмаковой, 1966),
Весело и грустно (10 вокальных миниатюр, сл. И.Токмаковой, 1968),
Шутки-прибаутки (сл. нар, 1970),
Веселые небылички (сл. И.Бурсова, 1972),
Четыре дет. песенки (сл.М.Садовского, 1975),
Три стихотворения Владислава Ходасевича (1977),
Переходя дорогу (сл. Ёко Кусака, пер. Е.Штейнера, 1983),
Во мне и вовне (сл. Н.Искренко, 1991, 2-я ред. 2004),
Три стихотворения Пушкина (2008);
Пробуждение (сл. М.Алигер, 1969),
Смелый повар (сл. Г.Остера, 1987),
Аллилуйя (1996),
Колыбельная (сл. И.Бродского, 1997),
Сольфеджио (1998),
Коробка с красками (сл. Тали Сорех, пер. Л.Хлыновой, 2007);
для голоса соло
Во лесах во дремучих (сл. из записей А.Пушкина, 1990),
Между гор по каменью (сл. из записей А.Пушкина, 1991),
Аллилуйя (1991),
Тёща зятя почитала (обр. рус. нар. песни, 1996);
для детского хора без сопровождения
Хоровые забавы (сл. нар., 1978),
сюита Хороший день (сл. М.Садовского, 1975),
Возложение венков (сл. К.Ваншенкина, 1980),
кантата Плоды раздумья Козьмы Пруткова (1988),
Слова Гоголя (Чуден Днепр и Эх, тройка! 1988),
Триптих Слова Жака Превера (пер. Л.Цывьяна и М.Яснова, 1989),
Отче наш и Богородице дево радуйся (1991),
Плач о ратнике (сл. Ф.Берана, пер. Г.Стариковского, 2012),
Латинские изречения (2011) для мужского хора без сопровождения;
Для хора и оркестра кантаты Страшен Бог (сл. из Псалтыря, 1995) и Пасхальные песни (сл. из Исхода и нар., 1996);
для хора и ф-но
Песенки весенние (сл. А.Стройло, 1976),
Вечерины (сл. нар., 1984),
Три хоровые зарисовки (сл. А.Шевченко, 1985),
кантата Вот пришла весна! (сл. нар., 1986),
кантата-пантомима «Багаж» (сл. С.Маршака, 1993),
Хороша столица наша (сл. М.Матусовского, 1995),
маленькая кантата-сюита Человек построил дом (сл. Р.Мухи, 2008),
Слава (к 50-летию музфака МПГУ, сл. собств., 2009),
Проводы (сл. Р.Мухи, 2011);
песни
Осенняя песня (сл. Н.Найдёновой, 1958),
Автомобиль (сл. О.Высотской, 1961),
Про дорогу (сл. Ю Кортнева, 1963),
Уходит ласковое лето (сл. Э.Дубровиной и Л.Никольской, 1963),
Воздушные шары (сл. Я.Акима, 1965),
Золотое колесо (сл. А Крестинского, 1968),
Школьный друг (сл. С.Вигдорова, 1968),
Хорошо с велосипедом! (сл. С.Вигдорова, 1972),
Футбол (сл. И.Бурсова, 1973),
У Кремлёвской стены (сл. И.Бурсова, 1973),
Первый наш учебный год (сл. Н.Саконской, 1978),
Ручей (сл. Н.Саконской, 1979),
Тогда и потом. Три песни о войне (сл. собств., 1944, 1964, 1984),
Отгремела война (сл. П.Григошкина, 1985),
Три летние песенки (сл. Н.Слепаковой и Е.Трутневой, 1985),
Песенка-небылица (сл. О.Высотской, 1989),
Зимняя загадка (сл. Е.Тарховской, 1991),
Миллион (сл. Д.Хармса, 1991),
Про кузнечика (сл. И.Бурсова, 1992),
Змей (сл. Г.Сапгира, 1995),
Тихая песенка (сл. Э.Дубровиной, 1999),
«Из шкатулки» (три песни на сл. А.Усачева, 2005).

ЛИТЕРАТУРНЫЕ РАБОТЫ

1. Книги и брошюры
Музыкальные формы. М., 1961;
Как анализировать музыкальное произведение. М., 1961;
Как слушать и понимать музыку (совместно с Г.Поляновским). М., 1961;
Скрипичный концерт Т.Хренникова. Пояснение. М., 1962;
Практическая полифония. Уч. пособие. МГПИ, 1972;
Музыкальный язык. Уч. пособие. МГПИ, 1974;
Книга о музыке (совм. С В.Бобровским, Г.Головинским и др.). М., 1975, 2-е изд. М., 1988;
Введение в анализ гармонии. Уч. пособие. МГПИ, 1984; Практическая полифония. Уч. пособие. М., 1988;
Основы музыкального анализа. Учебник. М., 2001; Полифония. Уч. пособие. М., 2002; Основы теоретического музыкознания (гл. 1, 2, 4, 6, 7, общая редакция). М., 2003;
Основы теоретического музыкознания. Искусственные лады. М., 2006.
2. Статьи, фрагменты изданий (выборочно)
Две сонаты Н.Ракова. «СМ», 1958, №2;
Утверждение света (2-я и 3-я симфонии А.Эшпая). «СМ», 1965, №5;
Тип изложения и структура. «СМ», 1966, №1;
Нужна координация (о муз. воспитании в школе). «СМ», 1966, №4;
О единстве сонатно-циклической формы у Чайковского // Вопросы музыкальной формы, вып. 1, М.,1967;
Как писать для детей? (совместно с Д.Дараган). «СМ», 1967, №9;
Граф и матрица как инструменты ладового анализа // Музыкальное искусство и наука, вып. 2, М., 1973;
Симфония с монологами (10-я М.Вайнберга). «СМ», 1969, №3;
Хроматизм ли? (к изучению теории лада). «СМ», №8, 1969;
Народная песня и её запись. «СМ», 1972, №11;
Спорить доказательно. К дискуссии об общесоветском интонационном строе. «СМ», 1973, №9;
«Музыкальные» структуры в поэзии А.Блока // О музыке. Проблемы анализа. М., 1974;
Детская фортепианная энциклопедия (о музыке Д.Кабалевского – к 70-летию композитора). «СМ», 1974, №12;
О классификации ладов и графов. Сегментация напева куплета. О терминах АРУНАК // МААФАТ’75. Первый всесоюзный семинар по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа музыкальных текстов. Ереван, 1977;
Двадцать четыре прелюдии Кара Караева // Кара Караев. Статьи, письма, высказывания. М., 1978;
Припев и рефрен. «СМ», 1978;
О моделировании в музыкальной педагогике // Обучение и воспитание учителя музыки. Куйбышев, КГПИ, 1980;
Сложная двухчастная форма // В.Цуккерман. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы, гл. 2. М., 1983;
Некоторые особенности анализа вокальной музыки // Музыковедческая подготовка школьного учителя. МГПИ, 1984;
Музыкальный анализ – профессиональное умение школьного учителя // Музыкальное воспитание в школе, вып. 16, М., 1985;
О современной музыке для детей // Музыкальное воспитание в школе, вып. 17, М., 1986;
«Микрокосмос Белы Бартока как школа воспитания ладового слуха // Музыкальная культура и личность. Владимир,ВГПИ, 1987;
С доверием к музыке. «СМ», 1988, №3;
Нерегулярный ритм как предмет освоения в процессе обучения (совм. с О.Ивановской) // Проблемы методики музыкального воспитания. Ростов-на-Дону, 1989;
Музыка для детей // Российская педагогическая энциклопедия, т. 1, М., 1993;
Заметки о композиции и метро-ритме русских пословиц // Русский язык в научном освещении. М., 2005, № 1 (9);
Заметки об искусственных ладах // Этот многообразный мир музыки… Сб. статей к 80-летию М.Г.Арановского. М., 2010.

Уч. Программы
Полифония. Программа уч. курса для муз. факультетов педагогических вузов. М., 1966 (переизд. 1973, 1980, 1987, 2004);
Анализ музыкальных произведений. Программа уч. курса для муз. факультетов педагогических
вузов. М.,1966 (переизд. 1972, 1979, 1984, 1999);
Композиция (сочинение музыки) (совм. с Б.А.Печерским). Программа по спец. ООП 050601.65 – «Музыкальное образование». Факультативный курс. М., 2009.

e-mail: miroiter@gmail.com