Марина Григорьевна РАКУ

Музыковед, доктор искусствоведения, педагог, музыкально-общественный деятель. Ведущий научный сотрудник сектора истории музыки Государственного институт искусствознания (ГИИ), член Ученого совета. Ответственный научный редактор «Нового собрания сочинений Дмитрия Шостаковича в 150 томах» (M.: DSCH).
Редактор интернет-журнала ГИИ «Искусство музыки. Теория и история». Заведующая музыкальной частью театра «Мастерская Петра Фоменко». Член бюро Комиссии музыковедения и музыкальной критики Союза московских композиторов.
Родилась 17 ноября 1958 г. в г.Свердловске (Екатеринбурге). В 1982 г. окончила Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А.Римского-Корсакова.
1993 – кандидатская диссертация «Авторское слово в оперной драматургии» (ВНИИ искусствознания, Москва).
2015 – докторская диссертация «Идеологическая рецепция музыкальной классики в раннесоветской и сталинской культуре» (ГИИ, Москва).

Исследовательские гранты:
1996 – Soros Foundation Open Society Institute (Berlin);
2001 – Kulturkontakt Austria (Wien);
2002 – Deutsche Akademische Austauschdienst (Ruhr-Bochum).

Автор более 100 научных статей в российских, в том числе: «Советская музыка»/ «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Новое литературное обозрение», «Вопросы литературы», «Неприкосновенный запас», а также в академических журналах, сборниках научных статей и энциклопедиях США, Великобритании, Германии, Швейцарии, Италии, Бельгии и др. зарубежных стран.
Основные исследовательские интересы связаны с историей советской музыки, отечественного и зарубежного музыкального театра XIX–XX вв., теоретическими вопросами оперной драматургии, проблематикой «музыка и слово», музыкальной социологией, музыкальной текстологией.
Монография «Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи» получила премию «Книга года» в ежегодном конкурсе газеты «Музыкальное обозрение» «События и персоны 2014 года».

Преподавательская деятельность:
- с 1986 по 1994 год работала в Свердловском и Казанском музыкальных училищах, Свердловском театральном институте, Специальной музыкальной школе-десятилетке при Казанской консерватории, в Казанской консерватории (кафедра истории музыки)
- с 2000 по 2016 преподавала в Российской академии музыки им. Гнесиных (кафедра истории музыки).

Участник жюри нескольких всероссийских музыкальных олимпиад и конкурсов, участник и организатор международных научных конференций, мастер-классов и авторских семинаров в России и за рубежом (Германия, Университет Бохум-Рур, 2002; США, Университет Принстон, 2016).
Автор и ведущая циклов передач на радио и ТВ, концертных программ и абонементов.
В 1994–1998 ؘ– заведующая зарубежным отделом и комментатор радиостанции классической музыки «Орфей».
В 2002 г. награждена Почётной грамотой Администрации Президента РФ за проведение серии лекций-концертов в Белом доме.
Музыкальный руководитель ряда драматических постановок режиссеров П.Фоменко, Е.Каменьковича, И.Поповски, Ю.Буторина, В.Камышниковой, К.Вытоптова, в том числе спектаклей-лауреатов и номинантов Российской театральной национальной премии «Золотая маска» и премии критиков СТД «Гвоздь сезона».

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Книги:
Михаил Зив. Диалог о музыке. М.: Композитор, изд.1-е – 1994; изд. 2-е – 2003. – 144 с. с илл. (Портреты композиторов).
Вагнер. Путеводитель. М.: Классика-XXI, 2007. – 319 c., ил., компакт-диск. (Легенды и бренды классической музыки).
Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи / Серия: Научная библиотека. М.: Новое литературное обозрение, 2014. – 720 с.

Избранные статьи:
Вглядимся... Вслушаемся... Поразмышляем... // Советская музыка. 1985. №10. С.61–66.
Четыре вечера в Перми // Советская музыка. 1987. №5. С.52–58.
После Берга... [О немецком послевоенном музыкальном театре] // Музыкальная академия. 1993. №4. С.79–84.
Не верьте в искренность пастушки // Музыкальная академия. 1993. №4. С.203–206.
«Geist der Musik» oder «kulinarische Kunst»? (nochmals zum Problem «Brecht und die Oper») // Communications from the International Brecht Society. Madison (USA). Vol.23. №2. Nov. 1994. P.67–76 (deutsch).
Дуалистичность художественного мира «Летучего голландца» // Музыкальная академия. 1994. №3. С.142–143 (совм. с Проскуриной О.В.).
С того берега... [Об опере Э. Денисова «Пена дней»] // Музыкальная академия. 1994. №3. С. 77–83.
Von der Dualität des künstlerischen Systems «Der fliegende Holländer» // Jahresbericht der Mitgliedsverbande des Richard Wagner Verbandes International / J.Lienhart. Freiburg: R.Wagner Verband Iternational e V., 1994. P.111–118 (deutsch).
Разговор со счастливым человеком. Гия Канчели – в беседе // Музыкальная академия. 1998. №1. С.26–33.
«Руслан и Людмила» Глинки // Пушкин на сцене Большого театра. М.: Большой театр России, 1999. С.33–42.
«Евгений Онегин» Чайковского» // Пушкин на сцене Большого театра. М.: Большой театр России, 1999. С.67–77.
«Русалка» Даргомыжского // Пушкин на сцене Большого театра. М.: Большой театр России, 1999. С.42–50.
Немецкая опера на перекрёстке традиций: брехтовский театр и пассионы // Брехт и художественная культура ХХ века Материалы научной конференции. Архивные документы. Публикации. Хроника / Ред.-сост. В.Ф.Колязин. М.: ГИИ, 1999. С.64–74.
О «русском Брехте» в вопросах и ответах. Беседа Марины Раку с композитором Львом Солиным, 25 апр. 1998 года // Брехт и художественная культура ХХ века. Материалы научной конференции. Архивные документы. Публикации. Хроника / Ред.-сост. В.Ф.Колязин.М.: ГИИ, 1999. С.228–234.
«Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа // Музыкальная академия. 1999. №2. С.9–22.
Причастник музыкальной вселенной [О Данииле Андрееве: интервью с А.А.Андреевой] // Музыкальная жизнь. 1999. №11. С.32–36.
«Musicus ludens»: Maурицио Кагель // Mузыкальная жизнь. 1999. №7. С.22–25.
Дьёрдь Куртаг: звуки тишины // Музыкальная жизнь. 2000. №3. С.22–26.
«Новая эпичность» в опере ХХ века // Maria Bieşu. Viziuni actuale asupra operisticii şi baletului – Chişinău: Uniunea Muzicienilor din Republica Moldova, 2000. P.368–375.
Немецкая опера ХХ века: к проблеме «жанровой ментальности»// Чотири столiття опери. Oпернi школи XIX–XX cт. Киiв, НГМУ им.П.И.Чайковского, 2000. С.183–193.
Рисунок на ладони. Маленькая повесть не только о Марии Малибран // Скрипичный ключ. 2000. №5. С.23–33.
Михаил Зощенко: музыка перевода // Новое литературное обозрение. №44 (4’2000). С.111–126.
О «присвоении дискурса» и рождении социальной утопии из духа музыки» (Б.Шоу как «совершенный вагнерианец») // Новое литературное обозрение. №46 (6’2000). С.32–46.
«Музыкальная вселенная» Даниила Андреева // Даниил Андреев и ХХ век / редколл. А.А.Андреева и др.: [сб. по материалам конференций Института мировой литературы им. М.Горького РАН]. М.: Мир Урании. 2000. С.163-174.
Миф о Чайковском и власть // Музыкальная академия. 2001. №1. С.76–81; №2. С.75–85.
Русская опера сквозь гендерный лорнет // Новое литературное обозрение. 2001. №52. С.400–406.
Книга Л.Л.Гервер «Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов» (первые десятилетия ХХ века) // Новое литературное обозрение. 2001. №56. С.394–396.
Метаморфозы «Лебединого озера». Краткий курс истории одного мифа // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2001. №1(15). С.56–64.
Мифология музыки в пьесе Шоу «Дом, где разбиваются сердца» // Слово и музыка: памяти А.В.Михайлова: материалы науч. конф. Науч. труды МГК им. П.И.Чайковского / ред.-сост. Е.И.Чигарева, Е.М.Царева, Д.Р.Петров. М.: МГК, 2002. Сб.36. С.267–275.
Wie war die Auffassung der Musik von Tschaikowski in Sowjetrussland? // International Musicological Society. 17th International Congress. Leuven, 1–7 August 2002. Programme Abstracts. P.526 (deutsch).
Die Grenzьberschreitung als Hauptmotiv in der Dramaturgie der Oper von Wagner «Der Fliegende Hollandaer» [Текст] / М.Raku // Grenzen und Grenzenerfahrungen in den Sprachen der Kunst. Internationale wissenschaftliche Konferenz. Samara, 2003. S.139–146.
Переход границ как основной мотив драматургии оперы Вагнера «Летучий голландец» // Граница и опыт границы в художественном языке / Материалы межд. науч. конф. Самара, 2003. С.181–190.
«Музыкальный постмодернизм: интертекстуальные аспекты» // Процессы музыкального творчества: сб.тр. Вып.6. №162 / Ред.-сост. Е.Вязкова. М: РАМ им. Гнесиных, 2003. С.123–145.
Новые позиции историзма // Российская музыкальная газета. 2003. №20.
Становление советской музыкальной эстетики как мифотворческий процесс // Искусство ХХ века: элита и массы / Сост. и ред. Б.Гецелев, Т.Сиднева. Н.Новгород: НГК им. М.И.Глинки, 2004. С.245–258.
Кризис современной оперы: между социологией и эстетикой // Музыкальный театр ХХ века. События, проблемы, итоги, перспективы / Ред.-сост. А.А.Баева, Е.Н.Куриленко. М.: Едиториал-УРСС, 2004. С.236–244.
«Работа над Бетховеном» в советской культуре 20-х годов // Русская музыкальная культура. Современные исследования: сб. тр. / Ред.-сост. В.Б.Валькова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. Вып.164. С.149–173.
Глинка в генеалогии советской музыки // О Глинке. К 200-летию со дня рождения / Ред.-сост. М.П.Рахманова. М.: ГЦММК, 2005. С.22–38.
«Мифологичные» структуры советской музыкально-эстетической мысли 20-х – 30-х годов // Миф. Музыка. Обряд: сб. ст. по материалам межд. конф. / ред.-сост. М.И.Катунян. М.: Композитор, 2007. С.151–158.
Даниил Андреев – Дмитрий Шостакович: «странные сближенья» // Музыкальная академия. 2007. №1. С.110–117.
Незабываемые уроки [О музыковеде Л.А.Мазеле] // Музыкальная академия. 2007. №3. С.114–117.
Российская культура 20-х годов ХХ века в поисках новой идентичности: формирование образа «советской музыки» // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: сб. ст. по материалам межд. конф. / отв. ред. Т.И.Науменко. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. С.291–300.
Сотворение мифа: «Летучий голландец» // Процессы художественного творчества: сб. тр. / ред. Е.В.Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. Вып.9 (№169). С.126–153.
Сергей Эйзенштейн в «вагнеровском проекте» советской культуры // Германия. ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. Литература / серия Humanitas; ред.-сост. В.Ф.Колязин. М.: РОССПЭН, 2008. С.126–147.
«Музыка революции» в поисках языка // Антропология революции / Сост. и ред. И.Прохорова, А.Дмитриев, И.Кукулин, М.Майофис. Научное приложение. Вып.LXXVI / Серия: Научная библиотека. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С.400–435.
Советское и постсоветское «житие» Вольфганга Амадея Моцарта» // Моцарт в движении времени / Ред.-сост. М.Катунян. М.: Композитор, 2009. С.243–255.
Поиски советской идентичности в музыкальной культуре 1930–1940-х годов: лиризация дискурса // Новое литературное обозрение. №100 (6’2009). С.184–204.
La “selezione naturale” nella cultura musicale sovietica e la recezione del melodramma italiano // Il Saggiatore musicale. Rivista semestrale di Musicologia. Universita di Bologna, Dipartimento delle Arti. Anno 2009. №1. P.35–73 (italiano).
Социологический контекст становления советской оперы // Театр и музыка в современном обществе: материалы IV Международного симпозиума. Красноярск: Красноярская гос. Академия театра и музыки, 2009. Т.1. С.6–12.
Рецепция творчества Н.А. Римского-Корсакова в советской культуре // Наследие Н.А.Римского-Корсакова в русской культуре. К 100-летию со дня смерти композитора (по материалам конф. «Келдышевские чтения-2008»): сб. ст. / Ред.-сост. М.П.Рахманова. М.: «Дека-ВС», 2009. С.186–205.
Поиск жанрового канона в отечественном оперном театре 1920-х — 1940-х годов и процессы обретения «советской идентичности» // Оперный театр: вчера, сегодня, завтра / Ред.-сост. А.М.Цукер. Ростов-на-Дону: Ростовская гос. консерватория им. С.В.Рахманинова, 2010. С.310–322.
Судьбы итальянской классики. «Естественный отбор» в советский период // Музыкальная академия. 2011. №1. С.77–92.
«Новый потребитель» в советской музыкальной культуре 1920-х годов: к постановке проблемы «имплицитного зрителя» // Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках: сб. ст. по материалам межд. конф. / ред.-сост. В.Валькова, Е.Ключникова. М.: Композитор, 2011. C.250–262.
Проблема «содержания» в советской музыкально-критической полемике 1920-х – первой половины 1930-х годов // История отечественной теории музыки: сб. статей / сост. и отв. ред. Е.С.Дерунец. М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. C.165–194.
Музыка советского города: утопии и реальность // Развлечение и искусство-2: сб. науч. ст. / Ред.-сост. Е.В.Дуков. СПб.: Нестор-История, 2011. С. 220-230.
«Русский Вагнер» на страницах «Доктора Живаго» // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. М.: ГИИ. 2011. №1–2. Режим доступа : http://sias.ru/magazine2/vipousk1-2/fragmenty/466.html.
О вагнеровских контекстах «Доктора Живаго» // Вопросы литературы. 2011. №2. С.59–108.
The Wagnerian Contexts of Doktor Zhivago // Russian Studies in Literature. Spring 2012. Vol. 48. №2. Pasternak’s Doktor Zhivago. N.Y.: M.E. Sharpe, 2012. Р.44–81 (еnglish).
Кармен на советской оперной сцене // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. М.: ГИИ. 2012. №4. Режим доступа: http://sias.ru/upload/iblock/220/raky.pdf.
Квартирный вопрос в Москве-столице, или Поиск советской комической оперы // Звуковая среда современности: сб. ст. памяти М.Е.Тараканова (1928–1996) / отв. ред.-сост. Е.М.Тараканова. М.: ГИИ, 2012. С.103–132.
Гектор Берлиоз на пути к романтическому метажанру: фантазии о сне и смерти // Романтизм: истоки и горизонты / Ред.-сост. Т.М.Русанова, Е.В.Клочкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. С.149–160.
Бернхард Поллини как зарубежный импресарио Чайковского // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2012. №3. Режим доступа: http://sias.ru/upload/iblock/6b8/raku.pdf.
Кармен на советской оперной сцене // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. М.: ГИИ. 2012. №4. Режим доступа : http://sias.ru/upload/iblock/133/raky.pdf.
РАПМ и АСМ: к проблеме «авангарда» // Сто лет русского авангарда / Ред.-сост. М.И.Катунян. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2013. С.64–76.
Александр Скрябин в конкурсе «композиторов-революционеров»: триумф и поражение // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2013. №1(4). С.48–58.
Клиндворт и П.И.Чайковский: история одной дружбы // Наследие: XVIII–XIX века. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2013. Вып.II / Сост. и ред. П.Е.Вайдман, Е.С.Власова. С.121–132.
Струнные квартеты Д.Д.Шостаковича №1–3. История создания и первых исполнений // Шостакович Дмитрий. Новое собрание сочинений: в 150 томах / гл. ред. В.А.Екимовский; отв. науч. ред. М.Г.Раку. М.: DSCH, 2014. Сер.Х. Камерные инструментальные ансамбли. Т.100. Квартет №1, соч.49. Квартет №2, соч.68. Квартет №3, соч.73. С.148–157; 168–176 (рус., english, совм. с Л.Акопяном).
Струнные квартеты Д.Д.Шостаковича №1–3. Описание рукописных источников // Шостакович Дмитрий. Новое собрание сочинений: в 150 томах / гл. ред. В.А.Екимовский; отв. науч. ред. М.Г Раку. М.: DSCH, 2014. Серия Х. Камерные инструментальные ансамбли. Т.100. Квартет №1, соч.49. Квартет №2, соч.68. Квартет №3, соч.73. С.190–213 (рус., engl., совм. с Л. Акопяном).
Хронограф художественной жизни 1880–1890-х годов // История русского искусства: в 22 тт. / автор идеи и концепции издания А.И.Комеч. М.: ГИИ, 2014. Т.17. 1880–1890 гг. / отв. ред. С.К.Лащенко. С.642–688.
Место и роль музыки в культурном проекте раннесоветской эпохи // Вестник истории литературы и искусства / [гл. редактор И.Х.Урилов]; Отд-ние ист.-филол. наук РАН. М.: Собрание, 2015. С.261–272.
Генезис и смыслы режиссерского мейнстрима современного оперного театра // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски / Отв. ред. Т.И.Науменко. М.: Пробел-2000, 2015. С.292–307.
Об Алле Александровне // Только одна ты, подруга и спутник. К 100-летию со дня рождения Аллы Александровны Андреевой: сб. ст. / Сост., подгот. текста и примеч. Б.Н.Романова. М.: Кругъ, 2015. С.298–302.
Музыка «революционной Франции» в раннесоветской культуре: опыты исторической реконструкции // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2016. №14. Режим доступа: http://imti.sias.ru/upload/iblock/4d8/imti_2016_14_85_112_raku.pdf.
Социальное конструирование «советского музыковедения»: рождение метода // Новое литературное обозрение. №137 (1’2016). С.39–57.
Die Beethoven-Jubiläen im Sowjetrussland der 1920er Jahre // Beethoven-Rezeption in Mittel- und Osteuropa» / Hrsg. v. H.Loos. Leipzig: Institut fьr Musikwissenschaft der Universitдt, 2016. S.286–298 (deutsch).
Явная опала и тайные триумфы жанра «гранд опера» на советской сцене // Опера в музыкальном театре: история и современность: сб. статей / Ред.-сост. И.П.Сусидко. М.: РАМ им. Гнесиных, ГИИ, 2016. С.136–147.
Музыка Д.Шостаковича для камерных ансамблей // Шостакович Дмитрий. Новое собрание сочинений: в 150 томах / гл. ред. В.А. Екимовский; отв. науч. ред. М.Г.Раку. М.: DSCH, 2016. Серия Х. Камерные инструментальные ансамбли. Т.99. С.147–153; 170–176 (русс., english, совм. с В.Зайцевой).
Музыка Д. Шостаковича для камерных ансамблей. Приложение. Описание рукописных источников // Шостакович Дмитрий. Новое собрание сочинений: в 150 томах / гл. ред. В.А.Екимовский; отв. науч. ред. М.Г.Раку. М.: DSCH, 2016. Сер.Х. Камерные инструментальные ансамбли. Т.99. С.194–217 (рус., english, совм. с Г.Зайцевым).
Катерина Измайлова. Приложение. Описание рукописных источников // Шостакович Дмитрий. Новое собрание сочинений: в 150 томах / гл. ред. В.А. Екимовский; отв. науч. ред. М.Г. Раку. М.: DSCH, 2016. Серия IV. Сочинения для музыкального театра. Т. 59. С. 395-418 (рус., english).
Музыка к кинофильму «Овод» // Шостакович Дмитрий. Новое собрание сочинений: в 150 томах / гл. ред. В.А.Екимовский; отв. науч. ред. М.Г. Раку. М.: DSCH, 2016. Сер.ХIV. Киномузыка. Т.138. С.173–183; 191–200 (русс., english).
Музыка к кинофильму «Овод». Приложение. Описание рукописных источников // Шостакович Дмитрий. Новое собрание сочинений: в 150 томах / гл. ред. В.А.Екимовский; отв. науч. ред. М.Г.Раку. М.: DSCH, 2016. Сер.XIV. Киномузыка. Т.138. С.209–229 (русс., english).

Исследовательские и издательские проекты (в работе):
Коллективные издания:
Шостакович Дмитрий. Новое собрание сочинений: в 150 томах / гл. ред. В.А.Екимовский; отв. науч. ред. М.Г.Раку. М.: DSCH.
История русского искусства: в 22 томах. Т.22 (1953–1991) / Ред-сост. М.Г.Раку. М.: ГИИ.

Монографии:
Энциклопедия «Сергей Прокофьев. Творчество»: в 4 томах. М.: ГИИ;
«Антропология советской музыкальной культуры». М.: Новое литературное обозрение.

Главы в коллективных монографиях:
«Оперный театр сталинской эпохи» // История русского искусства: в 22 томах. Т.21 (1932–1953) / Ред.-сост. Л.О.Акопян. М.: ГИИ.
«The phenomenon of ‘translation’ in Russian musical culture of the 1920s and early 1930s: the quest for a Soviet musical identity» // Music in Russia and the former Soviet Union: Reappraisal and Rediscovery / Ed. P.Zuk, M.Frolova-Walker. Oxford Univ., British Academy.
Die ‘Arbeit an den Klassikern’ in der sowjetischen Musik // Deutsch-russische Musikbegegnungen 1917–1933 / Hrsg. v. S.Weiss. Hannover Univ.
«Музыкальная пауза» середины пятидесятых: Шостакович и другие // Второй Всесоюзный съезд советских писателей (1954). Идеология исторического перехода и трансформация советской литературы / Ред.-сост. В.Ю.Вьюгин. СПб.: ИРЛИ РАН Пушкинский дом.

Статьи в научных сборниках:
Der Hamburger Intendant «Monopollini» als Propagandist Musik von P.I.Tschaikovsky
im deutschen Raum // Russische Musik in Westeuropa 1867–1917. Ideen – Funktionen – Transfers / Hrsg. v. S.Keym. Zürich Univ., Leipzig Univ. (1, 5 а.л.);
Reger und Russland // Max Reger – ein nationaler oder ein universaler Komponist?» / Hrsg. v. H.Loos. Leipzig, Institut für Musikwissenschaft der Universität Leipzig, Max-Reger-Institut Karlsruhe (1 а.л.).

e-mail: raku@rambler.ru