Евгений Владимирович НАЗАЙКИНСКИЙ

Назайкинский Евгений Владимирович (1926, с.Новая Малыкла Ульяновской обл. — 2006, Москва) — музыковед, доктор искусствоведения, профессор, член Союза композиторов. В 1955 окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных, в 1958 — там же аспирантуру (класс проф. С.С.Скребкова). В 1952–1962 работал в Лаборатории музыкальной акустики. С 1962 — преподаватель Московской консерватории (с 1974 — зав. кафедрой теории музыки, с 1976 — профессор). В 1970 организовал и возглавил в консерватории Факультет повышения квалификации для педагогов музыкальных вузов. С 1991–2006 — председатель Специализированного (докторского) совета по защите диссертаций (ныне Диссертационный совет при Московской консерватории). Постоянно участвовал в работе экспертных советов Высших аттестационных комиссий, а также научных конференций и симпозиумов, в том числе международных. Выступал с циклами лекций и докладами в Германии, Австрии, Японии, Канаде и ряде других стран.
Основные направления научных исследований — традиционная теория музыки, музыкальная психология и музыкальная аксиология, восприятие музыки, музыкальная акустика, логика музыкальной композиции, проблемы музыкальной формы. Среди учеников — А.А.Амрахова, Е.В.Дуков, О.В.Лосева, Е.А.Николаева, А.С.Соколов, В.Г.Цыпин, Е.И.Чигарева, Т.Ю.Чернова, В.П.Фомин. Автор свыше 100 работ, ряд которых опубликован за рубежом. Редактор-составитель серий сборников «Музыкальное искусство и наука» (Вып.1. М., 1970; Вып.2. М., 1973; Вып.3. М., 1978), «Оркестр. Инструменты. Партитура» (Вып.1. М., 2003. Вып.2. М., 2007).

СОЧИНЕНИЯ

О применении акустических методов исследования в музыкознании, в сб. Применение акустических методов исследования в музыкознании. М., 1964;
О музыкальном темпе. М., 1965;
Речевой опыт и музыкальное восприятие, в сб. Эстетические очерки. Вып.2. М., 1967;
О взаимосвязях выразительных средств в музыкальном исполнении (на примере анализа пьесы Р.Шумана «Грезы») (в соавторстве с О.Сахалтуевой), в сб. Музыкальное искусство и наука. Вып.1. М., 1970;
О художественных возможностях синтеза музыки и цвета (на материале анализа симфонической поэмы «Прометей» А.Н.Скрябина) (в соавторстве с Ю.Рагсом), в сб. Музыкальное искусство и наука. Вып.1. М., 1970;
О психологии музыкального восприятия. М., 1972;
Логика музыкальной композиции. М., 1982;
Настройка и настроение в музыке, в сб. Воспитание музыкального слуха. Вып.2. М., 1982;
Принцип единовременного контраста, в сб. Русская книга о Бахе. М., 1985;
Шостакович и художественные тенденции в музыке ХХ века [на рус. и нем. яз.] // Internationales Dmitri-Schostakowitsch-Symposion. Köln, 1985;
Звуковой мир музыки. М., 1988;
Музыкальные лики истории, в сб. Т.Н.Ливанова. Статьи и воспоминания. М., 1989;
Музыка и экология // Музыкальная академия. 1995. №1;
Символика скорби в музыке Рахманинова (к прочтению Второй симфонии), в сб. С.В.Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873–1993). М., 1995;
Piano и forte в симфониях Д.Шостаковича, в сб. Памяти Шостаковича: 1906–1996. Сборник статей к 90-летию со дня рождения композитора. М., 1997;
ТВМ // Музыка и информатика. М., 1999;Микротоны. Россия – Австрия // Музыка XX века. Московский форум. М., 1999;
Лейтмотив как слово в сб. Слово и музыка. Памяти А.В.Михайлова / Материалы науч. конференции. М., 2002;
Стиль и жанр в музыке. М., 2002;
О комбинаторике в творчестве С.С.Прокофьева, в сб. М.Е.Тараканов. Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. М.; СПб., 2003;
Оркестр П.И.Чайковского, в сб. Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып.1. М., 2003;
Проблемы теории и практики экмелической музыки (информационно аналитический обзор), в сб. Музыка в информационном мире. Наука, творчество, педагогика. Ростов-на-Дону, 2004;
«Тройка, семерка, туз», в сб. Троичность в мышлении. М., 2004;
Мифологемы в теории музыки, в сб. Сакральное, иррациональное и мифологическое. М., 2005;
Пространственная музыка, в сб. Теория современной композиции. М., 2005; С.С.Скребков.
Тогда и теперь, в сб. Сергей Сергеевич Скребков. Музыкант. Ученый. Педагог. Мыслитель. М., 2005;
Мое училище, в сб. Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны. М., 2005;
Глинка-фольклорист, в сб. М.И.Глинка. К 200-летию со дня рождения. Т.1. М., 2006;
Динамическая палитра симфонического оркестра (по материалам экспериментальных исследований), в сб. Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып.2. М., 2007;
Фуга в творчестве И.С.Баха, в сб. Из личных архивов профессоров Московской консерватории. Вып.3. М., 2008;
Рахманинов. Вариации на тему Корелли.Там же; История в музыке: Избранные исследования. М., 2009.