Борис Александрович ЧАЙКОВСКИЙ

Чайковский Борис Александрович (1925–1996) — композитор, лауреат Государственной премии СССР (1969). Народный артист СССР (1985).
Родился в Москве. Окончил школу и техникум им.Гнесиных у педагогов Евгения Осиповича Месснера, Виссариона Яковлевича Шебалина (композиция) Александры Никандровны Головиной и Елены Фабиановны Гнесиной (фортепиано). «Я считаю большой удачей своей жизни, что меня учили крепкому усвоению азов формы и необходимости яркой мелодии, не строя никаких теорий… При этом Евгений Осипович Месснер вовсе не был чужд и новой музыке. Он ценил Шёнберга и Хиндемита, показывал сочинения Стравинского и других тогда еще живых композиторов». В 16-летнем возрасте Борис Чайковский поступил в Московскую консерваторию, занятия в которой были прерваны войной. Консерваторское обучение по композиции продолжил у Шебалина, по фортепиано занимался у Льва Николаевича Оборина. Два года занимался в классе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. После изгнания его как формалиста из консерватории, закончил курс в 1949 году у Николая Яковлевича Мясковского. «Мои педагоги — такие разные, но сходившиеся в главном. Ими никогда не снимался вопрос качества, а ложными рассуждениями о проблемах, о чем-то таком, о чем только и следует думать, они не занимались вовсе», — вспоминал Борис Александрович.
Первыми исполнителями сочинений композитора были Александр Гаук, Самуил Самосуд, Рудольф Баршай, Виктор Пикайзен, Мстислав Ростропович. Позже — Галина Вишневская, Кирилл Кондрашин, Галина Писаренко, Наталья Шаховская, Ирина Бочкова, Владимир Федосеев, Эдуард Серов, квартеты им.Бородина и им.Прокофьева.
Борис Александрович работал в Союзе композиторов СССР и Москвы, преподавал (последние 7 лет жизни) на кафедре композиции в Гнесинском вузе.
Борис Чайковский — крупнейший симфонист 2-й половины ХХ века («Севастопольская симфония», «Симфония с арфой», поэмы «Ветер Сибири» и «Подросток», «Музыка для оркестра», 4 инструментальных концерта и др.), автор индивидуально-неповторимых камерно-вокальных и камерно-инструментальных сочинений, яркой музыки в кино («Айболит-66», «Серёжа», «Женитьба Бальзаминова», «Гори, гори, моя звезда», «Уроки французского», «Москва, любовь моя», «Лоскутик и Облако» и др.), создатель остроумных музыкальных сказок для детей (по Андерсену, Д.Самойлову и др.)
«Внешняя канва жизни Бориса Чайковского проста. Ее сюжет и содержание заключены в его сочинениях, — говорит в фильме Юлия Файта, посвященном композитору, Давид Самойлов. — Он рос, учился, а дальше — музыка…». Борис Александрович редко покидал Москву, мало бывал за границей: в молодые годы — по понятным причинам, позже — непартийный и не пресмыкающийся — был практически «невыездным», а в последние годы жизни отказывался даже от престижных предложений. Главное внимание его было сосредоточено на художественных созданиях, утверждающих Божественную гармонию, ибо соприкоснуться с ней Борису Чайковскому было назначено судьбой.
В последнее тридцатилетие музыка Б.А.Чайковского, и до того не имевшего шумной славы, стала звучать еще реже… На мой вопрос «какой Вам видится наша теперешняя (речь идет о 80-х годах) жизнь?», он ответил: «Суетного много… Почему сейчас так плохо в области музыкального искусства? Смещены критерии. Не то, чтобы не было людей или музыки. Но под этим названием мы слышим засоряющий пространство шум. Громкие слова и призывы “надо что-то делать”' — звук пустой: митингами культуру не поднимешь. Если с горы спихнуть тяжелый камень, то он свалится вниз. Нет такой силы, которая бы заставила его покатиться обратно»…

Валида Келле