Сергей Самуилович БЕРИНСКИЙ

Беринский Сергей Самуилович (14 апреля1946, Н.Каушаны, Молдавской ССР – 12 марта 1998, Москва) — композитор, скрипач, музыкальный критик, музыкальный журналист, педагог. Родился в Новых Каушанах (ныне райцентр Каушанского района Молдовы). Детство провёл в Кишинёве, учился в Музыкальной школе г.Сталино (Украина) по классу скрипки. В семье Беринских культивировался интерес к литературе, звучала разноязычная народная музыка – еврейская, румынская, молдавская, украинская. В 1970 г. будущий композитор поступил в Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) им. Гнесиных (класс проф. А.Г.Чугаева). Близкий по духу старшим современникам – А.Шнитке и С.Губайдулиной, уже прошедшим к той поре стадию авангардного экспериментаторства, он воплотил такие изначальные черты поколения «семидесятников», как тяга к языковому синтезу, склонность к саморефлексии, устремлённость к неким сверхзадачам. «Многоязычие» С.Беринского, проявленное как в выборе поэтических текстов, так и в собственно музыкальном стиле (от бытовизмов до высокой патетики, от барочной риторики и синагогального пения до джаза...), – явно романтической природы. Не случайно ему так близок был Г.Малер – с его широтой истоков, переплавленных в авторскую исповедальную речь. Другим предшественником Беринского был Д.Шостакович, с которым его сближала, наряду с еврейской темой, обостренная социальная отзывчивость. Отсюда – частые в его творчестве мемориальные жанры и посвящения, возникшие как под впечатлением от личных утрат, так и с мыслью о жертвах массового геноцида. С годами в его произведениях все настойчивее звучала религиозная нота – будь то сюжеты Ветхого Завета («Псалмы Давида» для четырех виолончелей), либо музыкальные жанры литургической традиции (в первый раз опробованной в Реквиеме 1979 г.). В музыке Беринского получили отклик и философская лирика Р.М. Рильке (симфония-кантата «К Орфею»), и возвышенная эротика древневосточной поэзии («Песни томления Махтумкули»), и юмор отечественных постмодернистов («Слёзы геральдической души» Д.Пригова). В своём стремлении объять необъятное он касался подчас запретных зон эмоционального натурализма, создав вокальный моноспектакль «Истериады» и баянные пьесы «В дурном стиле». Композиторские замыслы Беринского часто возникали в живом контакте с музыкантами-исполнителями. Ряд сочинений, охватывая «двойной портрет», он посвятил своим дочерям, исполнительницам на скрипке и на флейте. Среди известных музыкантов, интерпретировавших (а порой и инспирировавших) его опусы, – скрипачка И.Бочкова, певицы Л.Мкртчян и Т.Куинджи, виолончелисты Н.Шаховская и В.Тонха, кларнетисты Л.Михайлов и Е.Петров, баянист Ф.Липс...
Творческое наследие С.Беринского столь же объемно, сколь и многожанрово. Среди написанного им – 5 симфоний (Пятая осталась незавершенной), 10 концертов для разных составов с солистами, камерно-инструментальные и камер- но-вокальные циклы, произведения для хора, музыка к театральным постановкам. Он писал музыку для кино (в т.ч. к к-ф «Дамский портной», 1989), занимался музыкальной журналистикой(некоторое время работал в журнале «Музыкальная академия»), увлечённо преподавал. Несколько лет руководил семинаром молодых композиторов в ДТК Иваново. Среди его учеников – А.Зеленский, Л.Терская, Б.Филановский, М.Шмотова и др. В 1987-м организовал в Москве Музыкальный клуб, где пропагандировал нонконформистскую музыку своих современников (о клубе см: http://berinsky-club.artlocus.ru). Он организовал клуб, который призван был стать, по его собственным словам, «испытательным полигоном для музыки всех направлений». Вел постоянную рубрику бесед с коллегами в журнале «Музыкальная академия». Памяти Сергея Беринского посвящена повесть писателя Анатолия Гаврилова «Берлинская флейта» и много музыкальных сочинений учеников и друзей.